Льготные автокредиты надежд не оправдали

Даже если программа льготного автокредитования заработает в полную силу, это вряд ли заметно улучшит самочувствие рынка. В первом полугодии продажи новых легковых автомобилей в России упали вдвое




Программа Минпромторга по выдаче льготных кредитов, разработанная с целью поддержки российского автопрома, пока продвигается со скрипом. Желающих воспользоваться щедрым предложением государства оказалось не так много, как ожидалось. Да и тех банки тщательно просеивают. По состоянию на 25 июня выдано чуть меньше 15 тыс. льготных кредитов, тогда как общее количество заявок от граждан, претендующих на участие в программе, достигло почти 28 тысяч.

Напомним, на федеральную программу субсидирования автокредитов заложено около 2 млрд рублей. По ее условиям, государство компенсирует порядка 8,5% годовых от стандартной банковской ставки в том случае, если человек берет в кредит машину, произведенную или собранную в России, стоимостью не дороже 350 тыс. рублей. При этом выбирать железного коня можно лишь из утвержденного правительством списка. В него входит весь модельный ряд АвтоВАЗа, "УАЗ Хантер", а также "Фиат Альбеа", "Киа Спектра", "Рено Логан" и "Шкода Фабия" (заявленный изначально "Форд Фокус", укладывающийся в названную сумму, в итоге в списке так и не появился). Выдачу кредитов осуществляют три государственных банка: Сбербанк, ВТБ 24 и Россельхозбанк.

Раздача кредитов в рамках программы началась в начале апреля. Эксперты прогнозировали, что выделенных государством средств должно хватить примерно на 150 тыс. льготных автокредитов. Однако, если нынешняя динамика в реализации данного начинания сохранится и впредь, до конца года их будет выдано не более 50 - 60 тысяч. Возможно, наверстать упущенное поможет расширение ценового сегмента субсидируемых автомобилей за счет поднятия верхней планки до 600 тыс. рублей. Такую идею Минпромторг выдвинул в конце мая, и сейчас она находится на этапе согласования. Также предлагается увеличить срок действия кредита до трех лет (сейчас он ограничивается двумя годами).

Впрочем, даже если идеологам программы удастся к концу года достичь ранее спрогнозированного числа выданных субсидированных кредитов, это вряд ли заметно улучшит самочувствие российского автомобильного рынка. В 2008 г. в России было продано только легковых авто 2,81 млн, что вывело страну на второе место в Европе и пятое в мире после США, Китая, Японии и Германии. Но за первое полугодие 2009 г. продажи упали вдвое: по данным аналитического агентства "Автостат", с января по июнь было реализовано 730 тыс. новых легковых автомобилей, тогда как за аналогичный период прошлого года их было продано 1,42 миллиона. Еще заметнее сокращение рынка в денежном эквиваленте - на 58,6%. Разница свидетельствует о том, что граждане, осмелившиеся в условиях кризиса потратить средства на новую машину, отдают предпочтение более дешевым моделям. Если в прошлом году средняя стоимость проданного автомобиля составляла $22,9 тыс., то сейчас она равняется $18,5 тысячи.

Двукратное снижение продаж, в свою очередь, болезненно отражается на российском автопроме. По сведениям "Автосельхозмаш-Холдинга", в январе - мае производство в России упало по сравнению с тем же периодом прошлого года на 63,6% - до 272,1 тыс. машин. Из указанного количества в январе - мае 2009 г. в России были выпущены 31745 грузовых автомобилей (118918 машин годом ранее) и 230085 легковых автомобилей (598267 машин годом ранее). Что же касается "отечественных" иномарок, за первые пять месяцев текущего года в России было собрано 2592 грузовых автомобиля (4603 машины годом ранее) и 115256 легковых машин против 241120 автомобилей в прошлом году.

В сложившихся обстоятельствах производители вынуждены идти на крайние меры, такие как временная остановка конвейера, сокращение персонала, отказ от ранее заявленных планов. Так, например, АвтоВАЗ сдвинул начало сборки моделей "Рено" и "Ниссан" на 2010 - 2011 годы. Группа "ГАЗ" в начале этой недели объявила о предстоящем сокращении до 7,5 тысячи человек персонала из оставшихся 40 тысяч, причем это уже третья волна сокращений. Приостановку производства практиковали Ford, Renault, Volkswagen, Toyota. А в ближайшие дни снова замрет российский завод General Motors в поселке Шушары под Санкт-Петербургом. На этот раз вплоть до осени – с 1 июля по 31 августа (ранее производство простаивало с 8 по 28 июня).

Правда, в General Motors уверяют, что массового сокращения персонала не будет: сотрудники уйдут в вынужденный отпуск на указанный срок с сохранением рабочих мест и двух трентей заработной платы. Но судьба самой GM, месяц назад объявленной банкротом, пока достаточно туманна. Скорее всего, ей придется распрощаться со многими зарубежными филиалами. И завод в России, чей рынок быстро рос в тучные годы и стремительно упал в период кризиса, вполне может оказаться одним из первых кандидатов на выбывание.

Выбор читателей