Экономику добьют старики

Пенсионная нагрузка на бюджет становится неоправданно высокой. А значит, правительству наверняка придется увеличить пенсионный возраст и ввести прогрессивную шкалу налогообложения




Российская пенсионная система в ближайшем будущем преподнесет ряд неприятных сюрпризов – такой вывод можно сделать из очередного отчета Banc of America Securities – Merrill Lynch (BoA-ML), посвященного анализу экономик развивающихся стран.

В 2010 г. доходы российских пенсионеров увеличатся, несмотря на то что общий объем поступлений в пенсионную систему находится на низком уровне и продолжает уменьшаться в относительном выражении. Главной целью правительства РФ в следующем году будет увеличение доходов пенсионеров выше уровня бедности и улучшение качества их жизни. При этом будет сохранена прежняя распределительная модель пенсионной системы.

BoA-ML напоминает о том, что за последние десять лет доходы пенсионеров фактически утроились. Однако даже в этом случае средний размер пенсии остается крайне невысоким, составляя порядка $160. В следующем году рост пенсий в абсолютном выражении продолжится: поставлена задача к декабрю 2010 г. увеличить средний размер пенсии до 8408 руб. ($315), что составит около 38% от средней заработной платы. Это наконец-то позволит пенсиям россиян в относительном выражении выйти на уровень 1990 года.

Столь трепетное отношение российских властей к пенсионерам аналитики BoA-ML объясняют причинами политического свойства. В России пенсионеры традиционно являются самыми дисциплинированными избирателями. На их долю приходится 66% – 67% от всех, кто ходит на выборы. Следовательно, меры, предпринимаемые в поддержку пенсионеров, автоматически будут способствовать росту популярности правительства. К тому же, улучшение материального положения пенсионеров становится определенным стимулом увеличения потребительского спроса. Так, если в 2008 г. пенсии обеспечили до 10% всего потребления, то к 2010 г. этот уровень может достичь 14%.

В то же время, увеличение пенсий станет тяжелейшей нагрузкой для бюджета страны. Согласно отчету BoA-ML, в 2010 г. бюджетные платежи в пенсионную систему могут достичь 5,3% от ВВП и 4,4% – 4,6% ВВП в 2011 – 2012 годах. В условиях известных бюджетных проблем это приведет к еще большему росту бюджетного дефицита и сохранению его в среднесрочной перспективе.

Увеличению давления на бюджет будет способствовать проводимая реформа системы налогообложения. Главным источником пополнения пенсионной системы является Единый социальный налог (ЕСН), составляющий 26% от фонда заработной платы. В 2010 г. поступления от ЕСН будут заменены на прямые трансферты во внебюджетные фонды. С одной стороны, это чисто формально снизит пенсионные обязательства федерального бюджета, но с другой – неизбежно увеличит трансфертные платежи из него же.

Таким образом, уже с 2010 г. пенсионная нагрузка на бюджет становится неоправданно высокой. Директивное, экономически не подкрепленное повышение пенсий в 2010, 2011 и 2012 гг. обойдется, соответственно, в 500, 561 и 609 млрд рублей. В 2010 г. средства на это будут взяты из Национального фонда благосостояния. К 2011 г., когда фонд будет полностью исчерпан, правительству придется финансировать пенсии напрямую. В текущем году Минфин должен перевести в Пенсионный фонд 854 млрд руб., что составит около 2% ВВП. При этом дефицит Пенсионного фонда достигнет 335 мрлд рублей.

Согласно прогнозу BoA-ML, даже в условиях сохранения высоких цен на нефть (порядка $70 за баррель) из-за директивного повышения пенсий а также фактора старения населения бюджетный дефицит не опустится ниже 3% – 4% от ВВП и в ближайшие годы будет носить хронический характер. Это приведет к росту объема заимствований правительства и превращению России в страну-должника.

Однако даже это не поможет сформировать действенную пенсионную систему, не зависящую от прямых бюджетных вливаний. Правительству все-таки придется увеличить пенсионный возраст и ввести прогрессивную шкалу налогообложения, полагают аналитики Banc of America Securities – Merrill Lynch.

Выбор читателей