В отличие от Opel, ВАЗу рассчитывать не на что

General Motors отдал китайцам Hummer; близка к финалу и затянувшаяся история с продажей Opel. А в России все пытаются реанимировать АвтоВАЗ, хотя эксперты полагают, что этот пациент уже мертв


ФОТО: AP



Американский концерн General Motors Corp. распрощался с брендом Hummer. В минувшие выходные было распространено сообщение о подписании окончательного соглашения по поводу продажи самой брутальной марки GM китайской компании Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Corp.

По условиям соглашения, китайская компания станет владельцем бренда Hummer, соответствующих торговых знаков и наименований, а также запатентованных лицензий, необходимых для производства этих автомобилей. Как объявило руководство GM, 80% предприятия переходит к Tengzhong, остальные 20% – к одному из ее акционеров, частному предпринимателю из Гонконга. Финансовые детали сделки не разглашаются; по оценкам экспертов, сумма составила порядка $150 миллионов. Это гораздо скромнее ожиданий GM, который еще минувшим летом заявлял о возможности выручить от продажи Hummer до $500 миллионов. Но, сэкономив на приобретении легендарной марки, новые владельцы не собираются скупиться в дальнейшем, планируя инвестировать в ее развитие $2 миллиарда. Для окончательного завершения сделки не хватает только одобрения со стороны китайских и американских регулирующих органов.

Похоже, близка к финалу и затянувшаяся история с продажей другого известного бренда, принадлежащего GM, – Opel. Правительству Великобритании и канадской корпорации Magna International удалось договориться о менее значительных, чем планировалось ранее, сокращениях рабочих мест на заводах британской автостроительной компании Vauxhall. Последняя входит в европейское подразделение GM, которое сейчас вместе с немецким Opel приобретает консорциум Magna–Сбербанк. По мнению экспертов, подвижки в переговорах с британским правительством открывают путь к завершению сделки.

Напомним, еще 10 сентября GM признали совместное предложение Magna и Сбербанка "наиболее предпочтительным с точки зрения дальнейшего развития" предприятия. Консорциум приобретает 55% пакета акций Opel, которым партнеры будут владеть в равных долях. GM сохранит 35%-ю долю, остальные 10% перейдут по новому трудовому соглашению к сотрудникам автопроизводителя. Совокупный размер инвестиций консорциума в акционерный капитал Opel должен составить €500 миллионов. Германское правительство изначально поддерживал именно российско-канадское предложение. Но ряд европейских стран, где расположены заводы компании (Великобритания, Испания и Бельгия), выразили недовольство планами Magna по сокращению персонала на предприятиях. Кроме того, им показался чрезмерно большим размер правительственной помощи, запрошенной покупателем Opel в рамках плана реструктуризации.

Между тем в России продолжают кипеть нешуточные страсти вокруг национального достояния – АвтоВАЗа. В конце прошлой недели президент компании Игорь Комаров сообщил, что уже в 2012 г. АвтоВАЗ планирует начать производство автомобилей "Рено" и "Ниссан". По словам топ-менеджера, на семинаре альянса Renault – Nissan была заслушана антикризисная программа и бизнес-планы российского автопроизводителя и подтверждено желание альянса участвовать в его техническом перевооружении. Стороны договорились о сроках, объемах и финансировании строительства новой производственной линии. Предполагается, что 75% средств выделит альянс, остальное – АвтоВАЗ. В случае осуществления этой затеи на одной линии и на единой платформе начнется производство автомобилей трех концернов.

Ранее альянс Renault – Nissan внял призыву вице-президента РФ Владимира Путина, согласившись, под угрозой размытия своей доли, поучаствовать в докапитализации компании. Пару дней спустя председатель совета директоров инвестиционной компании "Тройка Диалог" Рубен Варданян сообщил, что его компания также не исключает возможности принять участие в спасении АвтоВАЗа. В настоящее время "Тройка Диалог" владеет 25% плюс одна акция автоконцерна, аналогичные доли у альянса Renault – Nissan и госкорпорации "Ростехнологии". Оставшийся пакет распределен среди физических лиц.

Правительство РФ, со своей стороны, продолжает прилагать героические усилия, не жалея денег налогоплательщиков на реанимацию погибающего автогиганта. В довесок к уже выделенным предприятию 25 млрд руб. власти готовы предоставить еще 12 миллиардов. Причем, большая часть этих денег пойдет на погашение задолженности по заработной плате. Помимо этого, в минувшую пятницу правительство приняло решение продлить срок действия импортных пошлин на иномарки еще на девять месяцев. Решение принято в отношении как новых, так и подержанных иномарок, сообщил глава Минпромторга Виктор Христенко. Соответствующее постановление будет подписано в ближайшее время.

Однако независимые эксперты сомневаются в эффективности предпринятых мер и с печальной иронией взирают на ситуацию. Так, президент банка "Российская финансовая корпорация" Андрей Нечаев полагает, что АвтоВАЗ даже закрывать не надо: это случится само собой. "АвтоВАЗ уже мертв, – констатирует эксперт. – Просто пока стесняются зафиксировать факт смерти, кислородные подушки все носят".

Выбор читателей