Автомобильный рынок возродится без ВАЗа

Более трети россиян не видят смысла в спасении отечественного автопрома. Но даже те, кто считает, что спасать все-таки надо, предпочтут подержанную иномарку новому отечественному автомобилю




Министерство промышленности и торговли РФ прогнозирует со второй половины 2010 г. восстановление автомобильного рынка, сообщил глава ведомства Виктор Христенко. По словам министра, в настоящее время Минпромторг совместно с МЭР разрабатывают программу развития российского автопрома до 2020 года. "Мы с министром экономического развития Эльвирой Набиулинной провели первое заседание рабочей группы по формированию посткризисного облика российской автомобильной промышленности. Первые предложения будут готовы в течение месяца", – сказал Христенко.

Напомним, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России в январе – сентябре 2009 г. сократились на 51% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года – до 1 млн 110 тыс. 226 машин. По итогам текущего года Минпромторг ожидает падения объема продаж легковых автомобилей на 60% и сокращение производства на 50% по сравнению с прошлым годом.

Христенко сообщил, что господдержка спроса обеспечит более 40% объема продаж системообразующих автопредприятий. Одновременно продолжает решаться судьба АвтоВАЗа. В ближайшее время вопрос финансового оздоровления российского автомобильного гиганта будет рассматриваться комиссией под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Между тем более трети россиян не видят смысла в спасении отечественного автопрома. По результатам исследования, проведенного порталом SuperJob.ru, 39% респондентов считают, что вливание в ВАЗ государственных денег – пустая трата средств. По их мнению, проще и дешевле ликвидировать заводы, вместо того чтобы производить никому не нужные машины. "Цены на наши автомобили не соответствуют их качеству. Закончились те времена, когда автомобиль был роскошью, а заводы-производители брали количеством, а не качеством", "Не умеем делать сами – дайте другим дорогу! Продать заводы японцам или корейцам, и через три – четыре года будут отличные машины по приемлемым ценам! А деньги для ВАЗа лучше пустить на другие нужды, более важные", "Не нужно реанимировать покойника. Надо его закопать в могилу и сверху гранитной плитой придавить. Иными словами, разрешить беспошлинный ввоз дешевых подержанных иномарок" – комментируют свою позицию приверженцы этой точки зрения. Причем мужчины, среди которых больше владельцев российских машин, чем среди женщин, чаще высказываются против реанимации российского автопрома (47% против 32%).

Однако большая часть опрошенных (43%) ратует за поддержку российских производителей. Правда, при этом они выступают не столько в качестве потенциальных потребителей их продукции, сколько руководствуясь патриотическими чувствами и считая эту отрасль одним из приоритетных направлений развития экономики. "Нам давно уже пора зарабатывать на собственном производстве, а не на продаже природных ресурсов", "Нужно стараться быть независимым в любой отрасли", "Страна, которая ничего не производит, обречена на развал", "Автопром за собой тянет множество попутных отраслей, собственный рабочий автопром – это плюс около 10% к ВВП", – поясняют они.

При этом покупать отечественные машины россияне не готовы. По данным SuperJob.ru, граждане предпочитают приобретать подержанные иномарки. А если и останавливают выбор на продукции местного автопрома, то в основном из-за нехватки средств на "машину мечты". У тех же, кто впервые садится за руль, есть свой аргумент для приобретения российского автомобиля – "разбить не жалко".

Выбор читателей