Сослать нельзя повысить

Сорвать с места одного из самых успешных и вменяемых губернаторов, руководителя огромного края, человека сугубо штатского, преуспевшего в бизнесе, и направить его на Кавказ – в таком решении не может не быть интриги


Архивное фото ИТАР-ТАСС



Дмитрий Медведев 19 января выполнил обещание назначить человека, ответственного за ситуацию на Северном Кавказе. Им стал губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, назначенный полпредом президента в новом Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) и одновременно – заместителем председателя правительства.

Для этого президенту пришлось изменить структуру федеральных округов и предложить Госдуме внести изменения в Федеральный закон о правительстве РФ, разрешив совмещение должностей полпреда и вице-премьера. Эти решения выглядят вполне разумными, хотя корректировка федерального законодательства под одного человека фактически перечеркивает прежний подход, базировавшийся на единых правовых основах для всех регионов РФ.

Но проблемы Кавказа значительно отличаются от ситуации в Астраханской или Волгоградской области, поэтому решение о выделении северокавказских регионов в отдельный округ и присоединение к ним Ставропольского края, равно как и размещение резиденции полпреда в Пятигорске представляется оправданным. С одной стороны, создан компактный округ, территория которого составляет 1% от площади, а численность жителей – 5,7% от населения РФ. С другой, заблокирована возможность борьбы между северокавказскими республиками за право размещения резиденции полпреда на своей территории, поближе к своим элитам.

Что касается эксклюзивных полномочий полпреда СКФО, то в Москве давно поняли, что добиться хотя бы относительного мира и порядка на Северном Кавказе можно, только всерьез занявшись социально-экономическим развитием погрязшего в клановой борьбе, безработице и преступных разборках региона. Для этого, по словам президента, и понадобилось совмещение должностей, позволяющее одновременно заниматься кадрами, работать с силовыми и правоохранительными структурами и решать многие другие вопросы, относящие к компетенции полпреда, и одновременно развивать экономику и контролировать расходование бюджетных средств.

То есть в плане организационных решений – административное выделение проблемных регионов и особые полномочия должностного лица, ответственного за все, что в них происходит, – все выглядит более-менее логично, чего-то подобного все и ожидали. А вот конкретное кадровое решение стало настоящим сюрпризом. Сорвать одного из самых успешных и вменяемых руководителей огромного края, человека сугубо штатского, преуспевшего в бизнесе и успешно использующего связи для развития своего региона, и направить его на Кавказ – в таком решении не может не быть какой-то интриги.

Фигура Хлопонина прекрасно согласуется со стоящими перед новым полпредом задачами: добиться социально-экономического развития региона, покончить с безработицей, коррупцией и клановыми разборками. Но это не объясняет, что означает этот выбор. Если президент затеял глобальную ротацию федеральных кадров за счет губернаторского корпуса, назначение Хлопонина следует рассматривать в одном ряду с назначениями Сергея Собянина, Юрия Трутнева и Виктора Ишаева.

Практически одновременно с назначением Хлопонина президент отправил на Кавказ еще одного "сибиряка" – заместитель командующего и начальник штаба Сибирского военного округа генерал-лейтенант Александр Галкин стал командующим войсками Северо-Кавказского военного округа (СКВО). Неизбежно возникает вопрос, как они будут взаимодействовать с Рамзаном Кадыровым, который, кстати сказать, более чем лояльно прокомментировал эти назначения. Скорее всего, эта лояльность объясняется уверенностью в том, что при всех своих полномочиях "сибиряки" не смогут повлиять на уже сложившуюся структуру отношений и расклад сил.

Полномочия заранее разделены: Кадыров будет разруливать силовые вопросы, Галкин – командовать федералами, а Хлопонин заниматься экономикой и осуществлять общую координацию усилий по нормализации обстановки на Северном Кавказе. Не исключено, что такое разделение труда может дать определенный результат. Во всяком случае, сократится разворовывание бюджетных средств, появятся новые рабочие места. Но не очевидно, что этого будет достаточно для усмирения местных элит, а без этого порядка не навести, потому что главной причиной коррупции и преступного беспредела в регионе являются обнаглевшие от безнаказанности кланы. И в этом смысле новому полпреду можно только посочувствовать: сначала его попытаются купить, но это вряд ли получится, потому что Хлопонин и сам как бы почти олигарх, а потом начнут угрожать, подставлять и шантажировать.

Чтобы выстоять в этой борьбе, новому полпреду нужна крепкая команда, на которую можно положиться во всем. В противном случае ничего не получится. Порученное ему дело представляется практически безнадежным: с проблемами Кавказа не справился ни генерал Казанцев, ни бывший губернатор Яковлев, ни опытный аппаратчик Козак, хотя последнему все же удавалось разруливать некоторые особенно острые проблемы. В общем, Северный Кавказ по-прежнему считается местом почетной ссылки, хотя – и это признают многие эксперты – при определенных обстоятельствах там можно сделать и карьерный скачок.

Последнее обстоятельство провоцирует версии, увязывающие назначение Хлопонина с "большой игрой", разворачивающейся в Москве. Схема большинства этих версий базируется на двух интригах: "Хлопонина назначили на Кавказ" и "Хлопонина убрали из Красноярского края". Согласно первому сценарию, Медведев, стремясь укрепить свою власть и влияние, пытается поставить под контроль Кремля Северный Кавказ, остающийся главной болевой точкой РФ. Цель – освободить регион от влияния клана "силовиков", оставив им "обрезанный" последним указом Южный Федеральный округ, полпредом которого остается Владимир Устинов. Выбор Хлопонина обусловлен не только его выдающимися способностями управленца, но и тем, что президент ему доверяет.

В известном смысле, этот выбор – жест отчаяния, потому что, несмотря на "президентский резерв", настоящего модернизационного резерва в стране нет. А Хлопонин давно считался переросшим губернаторскую должность; за год до последних президентских выборов он даже фигурировал в списке возможных преемников. Продвигая его, Медведев пытается заполнить сильными новыми фигурами практически опустевшую политическую поляну, делая задел на будущее.

По второй версии, назначение Хлопонина – итог борьбы за контроль над Красноярским краем, а сложные организационные преобразования, связанные с перекройкой округов и изменением федерального законодательства, – результат аппаратного компромисса. Ни для кого не секрет, что Красноярский край является местом столкновения интересов крупных бизнес-групп; наиболее отчетливо это продемонстрировали скандальные губернаторские выборы 2002 г., в ходе которых Хлопонин победил Виктора Усса.

Поэтому некоторые эксперты очень осторожно прокомментировали назначение Хлопонина на Кавказ как "попытку вывести его из более серьезной игры". И окончательная ясность в подоплеке этого назначения возникнет после того, как станет понятно, кто стал хозяином оставленного Хлопониным региона, – строящий Богучанскую ГЭС Олег Дерипаска или недавно прописавшийся в Красноярском крае Михаил Прохоров.

Выбор читателей