"Президентский резерв" получил путевку в жизнь

Подавляющее большинство имен из "президентского резерва" не известно широкой публике. Тот факт, что эти люди практически не светились на экранах ТВ, позволяет надеяться, что они действительно занимались делом


ФОТО: AP



Вчера был обнародован список государственного резерва управленческих кадров, называемый также "президентским резервом". Список состоит из депутатов и чиновников федерального и регионального уровней, бизнесменов и представителей науки, образования и общественных организаций. Все они аттестуются в качестве профессионалов, при этом подавляющее большинство не известно широкой публике.

Как пояснил глава кремлевской администрации Сергей Нарышкин, конкретные предложения по персоналиям исходили от "экспертного сообщества, состоящего из 170 наиболее известных и авторитетных людей". Тот факт, что эти люди практически не светились на экранах ТВ, позволяет надеяться, что они действительно занимались делом. Однако, с другой стороны, сразу же возникают недоумения относительно критериев отбора, а также традиционный вопрос "А судьи кто?".

Тем не менее создание "скамейки запасных" внушает некоторый оптимизм. Многие помнят, как тасовалась одна и та же колода во времена Ельцина и как грезили эксперты о "кадровой революции" Путина, принимая за нее то перестановки в силовом блоке в 2001 г., то отставку кабинета Касьянова в 2004-м. Впрочем, на этот раз речь, похоже, идет не о революции, а о кадровой мобилизации, подготовка к которой началась еще в августе 2008 г., когда Медведев подписал указ о создании резерва управленческих кадров.

Согласно этим планам, к 1 марта этого года должен быть готов полный список из тысячи профессионалов. Судить сегодня о перспективах этого начинания трудно. Но тот факт, что двое из "резервистов" уже получили повышения – директор правового департамента аппарата правительства Гарри Минх назначен полпредом президента в Госдуме, а сенатор Андрей Турчак предложен на пост губернатора Псковской области, – позволяет говорить о намерении президента активно работать со вторым эшелоном управленческих кадров.

Во всяком случае, руководителям всех уровней дали понять, что незаменимых нет и список претендентов на повышение имеется. Если же обратить внимание и на другие сигналы, посланные Медведевым в последнее время, создается впечатление, что в кадровой политике появилась новая тенденция, сутью которой является мобилизация старых кадров и продвижение новых.

Речь идет не о кадровых чистках и не о приходе во власть какой-то особой "медведевской команды". Президент просто напоминает, что шутки кончились, что на дворе кризис, для преодоления которого нужно серьезно работать. Именно об этом шла речь во время беседы Дмитрия Медведева с ведущим программы "Вести недели" Евгением Ревенко, показанной в минувшее воскресенье. Кадровая тема обсуждалась на ней в трех главных аспектах.

Во-первых, были публично озвучены требования, предъявляемые к каждому чиновнику и руководителю предприятия, - "научиться рационально тратить бюджетные деньги" и "проявить себя как грамотный управленец". Во-вторых, было сказано о тотальном контроле за деятельностью управленцев всех уровней со стороны государства и правоохранительных органов. По словам Медведева, "для того и существует государство, чтобы контролировать, какие деньги куда идут", а "задача правоохранительных структур заключается в том, чтобы самым внимательным образом следить за расходованием государственных средств, направленных на поддержку нашей экономики". И в-третьих, был прямо обещан "разбор полетов", за которым последуют "серьезные решения" в отношении тех, кто не соответствует сегодняшним задачам.

Судя по речи Медведева, особое раздражение вызывают у него такие качества, как "расхлябанность и разгильдяйство", а также "бездарность" и "циничное отношение к людям". Последний упрек был адресован главам некоторых регионов, от которых в условиях кризиса президент ждет "исключительно ответственного" подхода к своей работе.

На следующий день стало ясно, что все это не просто слова. В понедельник в отставку были отправлены главы четырех регионов, а во вторник, выступая перед членами СФ, президент сказал, что "ротация губернаторов будет продолжена". И предложил главам регионов и членам их администраций научиться "работать в новых условиях <...> работать в коллективе и высокой исполнительской дисциплины".

Зачисток в правительстве в ближайшее время ожидать не стоит. В своем воскресном выступлении Медведев поддержал экономический блок, отставки которого требует левая оппозиция. Политику, отвечающему за страну, да еще и в ситуации кризиса, не нужны революции, в том числе и кадровые. Именно поэтому президент постоянно говорит о том, что никаких особых качеств от управленцев никто не требует. Достаточно "исполнять свои обязанности каждому на своем месте", "делать это добросовестно, по-честному" и "не расслабляться".

И если кадровый резерв действительно формируется на базе заявленных Медведевым принципов, можно говорить о прозрачности этого процесса, а также о том, что само существование предъявленной обществу "скамейки запасных" сыграет роль не только кадрового резерва, но и своеобразного предупреждения, адресованного всем уровням власти.

Непрофессионализм, разболтанность и коррупция мешали и в "тучные годы", но в трудное время они способны нанести непоправимый вред экономике страны, а заодно разрушить и без того достаточно хрупкую стабильность. Нынешняя непростая ситуация требует серьезной работы на всех уровнях, а это означает, что ограничиваться разговорами больше нельзя. Клановые интересы, оказывавшие значительное влияние на кадровую политику все предшествующие годы, ведут страну в тупик тотальной стагнации.

Но и тотальные кадровые зачистки, памятные с начала 1990-х, тут не помогут. Взвешенная кадровая политика должна обеспечивать одновременно и преемственность, и смену управленцев. Именно для этого нужны "кадровые лифты", о которых так много, но без всяких видимых результатов говорили в последние годы. Кризис актуализировал эту проблему, жестко поставив вопрос о ротации недееспособных и вороватых кадров, и президент отвечает на этот вызов.

Выбор читателей