"Северный поток" потечет в болото

Европейский газовый рынок пребывает в депрессии, растет конкуренция со стороны поставщиков сжиженного газа, и "Газпрому" все труднее договариваться с европейскими партнерами




"Северный поток" преодолел все преграды и, похоже, пробьет себе путь в Европу. Уже заключаются контракты на поставку труб для второй очереди газопровода; объемы газа, которые будут поставляться в рамках первой очереди, практически распроданы. Однако европейский газовый рынок пребывает в депрессии, растет конкуренция со стороны поставщиков сжиженного газа, и "Газпрому" все труднее договариваться с европейскими партнерами.

Как известно, в конце прошлого года компания-оператор Nord Stream AG и ее могущественные покровители в Москве и Берлине добились того, что все страны, в водах которых проляжет газопровод, дали согласие на его строительство. Оно должно начаться 1 апреля этого года, и уже в конце 2011 г. будет пущена первая очередь, по которой из Выборга в германский Лубмин будет поставляться 27,5 млрд кубометров газа в год. Год спустя заработает вторая очередь, и объемы поставок увеличатся вдвое – до 55 млрд куб. метров. Это составляет более половины ежегодного потребления Германии, однако газ предназначается не только ей. Как сообщил на прошлой неделе исполнительный директор Nord Stream Маттиас Варниг, заключены договоры на поставку более 21 млрд кубометров газа, в том числе в Данию, Францию и Великобританию. Определенные объемы зарезервировали для себя немецкие компании E.ON и Wintershall, участвующие в реализации проекта.

В конце прошлой недели стало известно, что Nord Stream выбрал компании Europipe (Германия), ОМК (Россия) и Sumitomo (Япония) в качестве поставщиков 1 млн т стальных труб для строительства второй очереди газопровода. Стоимость контракта составляет около €1 млрд, из которых Europipe получит 65%, ОМК – 25% и Sumitomo – 10%. Общая расчетная стоимость строительства трубопровода составляет €7,4 миллирда.

Вместе с тем ситуация на европейском газовом рынке выглядит довольно безрадостно. После прошлогоднего снижения спроса там наблюдается стагнация, которая, как прогнозируют эксперты, может продлиться еще года два – три, то есть до момента пуска первой, а то и второй очереди "Северного потока". При этом не известно, как будут вести себя цены: сейчас по спотовым сделкам на бирже (где продается сжиженный газ) они существенно ниже, чем по долгосрочным контрактам, где за основу принята цена нефти. Европейские импортеры давно стремятся покупать минимальные объемы газа у "трубных" поставщиков, а остальное добирать спотовыми сделками.

Вся эта ситуация уже вызвала серьезные трения между участниками российско-германского проекта. В прошлом году E.ON существенно недобрал законтрактованные объемы российского газа, в связи с чем "Газпром" стал требовать компенсации, положенной в соответствии с принципом "take or pay". Великодушного прощения немцы, в отличие от украинцев, от российского концерна не дождались. Сколько был обязан купить E.ON, точно не известно; по расчетам главы East European Gas Analysis (США) Михаила Корчемкина, которые приводит "Коммерсант. Украина", контрактные объемы в прошлом году составляли 19 – 20 млрд кубометров, но E.ON выбрал только 16 млрд (то есть, 80% – 84%). При средней цене $270 за тысячу кубометров это означает, что немецкая компания должна была компенсировать "Газпрому" $500 - $700 миллионов. Однако были выдвинуты встречные претензии: российская сторона затянула оформление сделки с активами Южно-Русского месторождения, из-за чего E.ON, по его оценкам, недосчитался $300 – $500 млн прибыли. В итоге переговоров немцы согласились выплатить компенсацию за недобор газа, но она была уменьшена до $140 миллионов.

Конечно, это не фатальная сумма для немецкого концерна, имеющего годовую прибыль почти в $3 миллиарда. Однако дела его и без того плохи: из-за дороговизны российского газа он растерял часть мелких клиентов – они предпочли закупать газ на бирже. Таким образом, в 2009 г. при снижении потребления газа в Германии на 5,5%, продажи E.ON снизились на 10%. Да тут еще Еврокомиссия провела антидемпинговое расследование и пригрозила концерну штрафом в размере 10% годовой выручки. В соответствии с энергетическими директивами Брюсселя, E.ON был вынужден предоставить свои газопроводы конкурентам для прокачки газа, а также уменьшить газовые резервы. В этих условиях покупать у России газ в законтрактованных объемах он просто не мог, а снижение цен грозило обвалом рынка. Еще в ноябре глава E.ON Вульф Бернотат сетовал в интервью Die Welt, что "ситуация очень серьезная": за девять месяцев падение объема продаж газа на 15% привело к снижению прибыли на 33%.

Ссылаясь на кризис, E.ON договорился о смягчении условий контрактов почти со всеми поставщиками. Не поддался на уговоры только "Газпром", оставивший контракт без изменений и взыскавший с немцев вышеупомянутую сумму за прошлогодний недобор газа. Впрочем, эксперты полагают, что российскому концерну вскоре придется пересмотреть свою договорную практику. Во-первых, предусматривая принцип "take or pay", снизить лимит обязательных закупок. А во-вторых, постепенно отходить от привязки газа к нефтяным ценам. Иначе российский газ потеряет свою привлекательность в Европе, где бурно развивается рынок сжиженного газа.

Выбор читателей