В Польше пытаются торговать скорбью

Ожидая официального объявления даты президентских выборов, Польша восстанавливается после шока. В СМИ подготовка к президентской кампании уже началась


ФОТО: AP



В минувшее воскресенье погрузившаяся в траур Польша не выглядела готовой к старту президентской гонки. Но уже в ближайшие дни исполняющий обязанности главы государства Бронислав Коморовский должен объявить дату досрочных президентских выборов. Дальнейший ход действий подробно прописан в законе: пять дней на выдвижение кандидатов, еще неделя на то, чтобы собрать и сдать в избирательную комиссию необходимые для их регистрации подписи, и около пяти недель на избирательную кампанию.

В СМИ президентская кампания началась еще в середине прошлой недели - с рассуждений о том, что трагическая гибель Леха Качиньского привела к росту популярности его партии "Право и справедливость" и это радикальным образом изменило весь предвыборный расклад. Личный рейтинг Качиньского в последние годы падал, а в 2007 г. его партия "Право и справедливость" проиграла внеочередные парламентские выборы "Гражданской платформе" Дональда Туска. На фоне вялотекущей подготовки к очередным президентским выборам, которые должны были состояться осенью, стало понятно, что у Леха Качиньского практически нет шансов остаться на второй срок, а его партия продолжает терять популярность.

По данным опросов, проведенных в ноябре 2009 г., на следующих президентских выборах более 68% опрошенных были готовы проголосовать за Дональда Туска. Но ему вполне хватало премьерских полномочий – Туск решил не участвовать в президентских выборах, и в январе стало понятно, что кандидатом от "Гражданской платформы" будет выдвинут Бронислав Комаровский, занимающий пост маршала Сейма Польши. Это немедленно сказалось на результатах опросов, сократив разрыв между действующим президентом и кандидатом от правящей партии. В феврале Коморовского поддержало 40% опрошенных, а действующего президента – лишь 13%. К началу апреля разрыв сократился: 33% за Комаровского и 20% за действующего президента.

По мнению некоторых польских экспертов, Лех Качиньский полетел в Катынь, намереваясь противопоставить свою неподдельную скорбь официальному мероприятию, в котором несколькими дням ранее участвовали Туск и Путин, с тем чтобы поднять свой рейтинг. В политике, которую проводил покойный Качиньский, действительно был существенный личный, очень искренний компонент. По своим взглядам и многим поступкам он как будто все еще оставался членом "Солидарности", в которой участвовал с 1970-х. Отсюда – жесткое отношение к СССР и России как его правопреемнице, неуместная патетика и авантюризм, который был симпатичен многим, но одновременно компрометировал Качиньского как политика.

В дни скорби не принято обсуждать ошибки покойных, но траур рано или поздно кончается, и все равно придется жить дальше и каким-то образом осмысливать происходящее. Через пару недель уже будет можно вспомнить о том, что значительная часть польского общества весьма скептически относится к партии "Право и справедливость" и никогда не считала погибшего президента великим политиком. И что совсем не случайным было недовольство части поляков решением похоронить супругов Качиньских в замке Вавель в Кракове, рядом с могилами польских королей и основателя республики Юзефа Пилсудского. Можно будет и прямо сказать о том, что Ярослав Качиньский как политик скомпрометировал себя на посту главы правительства.

Пока, ожидая официального объявления даты выборов, Польша восстанавливается после шока. Политики ведут себя достаточно сдержано. В СМИ уже просочилась информация о том, что Ярослав Качиньский не будет участвовать в предстоящих выборах. Но тогда кто будет представлять на выборах партию братьев Качиньских? Если верить сообщениям польской прессы, "кастинг" идет полным ходом; наиболее вероятными кандидатами считаются глава Польской академии наук Михал Клейбер и бывший премьер-министр, реформатор и председатель Европарламента Ежи Бузек.

Относительно других участников досрочных выборов нет внятной информации. Среди погибших под Смоленском был претендент на пост президента от "Союза левых демократов" Ежи Шмайдзинский, считавшийся фигурой, которая удерживала польских левых от раскола. Пока не известно ни имя нового кандидата от левых, ни дальнейшая судьба "Союза левых демократов". Ожидается, что кандидатом от Польской крестьянской партии станет ее председатель и министр экономики Вальдемар Павляк. Ранее о намерении принять участие в выборах заявлял бывший глава МИД Польши и министр финансов Анджей Олеховский. В последние дни появились сомнения и относительно кандидата от "Гражданской платформы". Во всяком случае, некоторые польские эксперты не исключают, что в нынешней ситуации Дональд Туск может передумать и пойдет на выборы вместо Коморовского.

Ясность на этот счет наступит в течение ближайших десяти дней, но при любом раскладе основная борьба развернется между кандидатами от "Права и справедливости" и "Гражданской платформы", двух консервативных партий, первая из которых делает упор на национальных, а вторая – на либеральных ценностях. Что касается левой части политического спектра, то сегодня перспективы кандидата от "Союза левых демократов" представляются достаточно сомнительными. Тут играет свою роль и внутренний раскол, и поражение на парламентских выборах 2007 г., и фигура бывшего лидера Союза и бывшего президента Польши Александра Квасьневского, который оказался замешанным в скандал вокруг секретных тюрем ЦРУ.

Что касается России, она ждет от Польши изменения общего вектора ее восточной политики. Первые шаги в этом направлении были сделаны во время визита в Россию польского премьера Туска. Седьмого апреля, за три дня до катастрофы под Смоленском, Туск и Путин не только приняли участие в траурной церемонии в Катыни, но и провели успешные переговоры по вопросам увеличения поставок нефти и газа и другим проблемам, касающимся экономических отношений двух стран. Действия российского руководства после гибели пассажиров Ту-154 и, особенно, приезд президента Медведева на траурную церемонию в Краков на фоне отсутствия на ней лидеров государств, являющихся союзниками Польши по ЕС и НАТО, отчасти изменили настрой польского общества в отношении России.

Однако значительная часть польской элиты и рядовых граждан давно привыкла смотреть на Россию как на врага. И пока нет никаких оснований полагать, что благодарность за сочувствие и поддержку не схлынет вместе со слезами и эмоциями и польское общество не воспользуется любым поводом, чтобы вернуться к привычной русофобии.

Выбор читателей