Российский суперлайнер страдает от переедания

За время подготовки к серийному выпуску многострадальный Sukhoi SuperJet успел "налетать" три тонны лишнего веса. Потяжелевший лайнер будет расходовать больше топлива, что явно не обрадует томящихся в ожидании покупателей


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Многострадальный флагман российской модернизации в области авиастроения – самолет Sukhoi SuperJet – за время подготовки к серийному выпуску успел "налетать" три тонны лишнего веса. Потяжелевший лайнер будет расходовать больше топлива, соответственно, его экономическая эффективность окажется ниже изначально заявленной. Это сулит разработчикам штрафные санкции от покупателей, уже подписавших контракты на поставку самолетов. Впрочем, пока заказчиков больше волнуют сроки поставки, изрядно затянувшиеся. А вопросы соответствия полученных самолетов ожиданиям будут решаться по мере их поступления.

Недавно на сайте "Гражданских самолетов Сухого" обновилась информация о летно-технических характеристиках лайнера SSJ-100/95B. Максимальный взлетный вес вырос с 42,52 до 45,88 т, а максимальный посадочный вес – с 39,4 до 41 тонны. В итоге появилась новая конфигурации самолета на начальном этапе поставок – SSJ-100/95B Aeroflot-Light. Согласно одному из документов ГСС, максимальный вес этой модели без топлива – 40 т, пустой, неснаряженный самолет весит 28,094 тонны.

Ранее ожидалось, что при полетах на расстояния до 500 км самолет будет потреблять 1651 кг топлива в час, от 500 до 1000 км – 1615 кг, от 1000 до 1500 км – 1610 кг и т.д. При этом заказчики считали, что средняя величина потребления составит 1622 кг. Однако, как стало известно РБК daily, уже сейчас производитель сообщил первым заказчикам самолета об увеличении среднечасового расхода топлива на 170 кг, то есть примерно до 1800 кг в час. Таким образом, при налете 3 тыс. часов в год дополнительные расходы перевозчика могут составить $382,5 тыс. в год (при цене топлива $750 за тонну). Поэтому не исключено, что счастливые обладатели новейшей продукции российского авиапрома предъявят штрафные санкции за финансовые издержки, связанные с эксплуатацией самолета.

Не исключено, что "разожравшийся" лайнер производитель оставит себе, как это сделал, например, Boeing в случае с моделью 787, первые экземпляры которой также оказались далеки от совершенства. "Практически всегда параметры нового самолета уходят в сторону утяжеления, потом начинается программа по сокращению веса. Это может быть также из-за конструкционных проблем. Но сможет ли самолет по мере доводки выйти на заявленные показатели?" – цитирует РБК daily слова главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого.

Между тем до сих пор ни один заказчик новый самолет не получил, а на рынке уже заговорили о новом переносе сроков поставки, хотя официального подтверждения этой информации не поступало. Первым в очереди стоит "Аэрофлот", который до конца этого года рассчитывает получить два SSJ из 30 заказанных. Первоначально начало поставок планировалось на ноябрь 2008 г., после чего сроки дважды сдвигались на год. Хотя национальный перевозчик в накладе не остался – отказавшись от штрафных санкций за задержку, компания взамен получила право беспошлинно ввезти в страну десять "Аэробусов А-330".

"Аэрофлот" вообще не слишком заинтересован в приобретении SSJ. Для него этот шаг был добровольно-принудительным, поскольку основным собственником перевозчика остается государство, а создание нового лайнера – политический имиджевый проект. Так что компания не торопится принимать новые отечественные самолеты. По данным интернет-ресурса Aviation Explorer, техническая служба "Аэрофлота" направила генеральному директору компании Виталию Савельеву документ, в котором говорится, что аналитики категорически отказываются принимать лайнер из-за отсутствия необходимой документации по нему. Ранее представители "Аэрофлота" отмечали, что ожидают первую партию самолетов в 2011 году.

Что касается остальных покупателей, они, скорее всего, не откажутся от штрафов. Однако покрываться эти издержки будут уже из доходов, полученных благодаря "Аэрофлоту". Конечно, экономическая эффективность всего этого авиапредприятия при таком раскладе выглядит весьма сомнительной. Ну так ведь государству не впервой тратиться на имидж. Главное – чтобы российский лайнер бороздил мировые воздушные просторы наравне с американскими и европейскими конкурентами. А за ценой мы не постоим.

Выбор читателей