Москву зачищают бессмысленно и беспощадно

В борьбе с киосками чиновники решили "перебдеть" и изничтожили даже то, что уничтожению не подлежало. При этом не понятно, зачем вообще понадобилась ликвидация торговых точек в таком авральном режиме


ФОТО: ИТАР-ТАСС



В деле облагораживания российской столицы по указке нового мэра, как водится, не обошлось без перегибов. Московские чиновники столь рьяно взялись за ликвидацию торговых ларьков в центре города и у станций метро, что начали сметать буквально все, без разбора, суда и следствия. Сергею Собянину пришлось оперативно ограничивать бурную деятельность ретивых подчиненных. Правда, пока эти ограничения коснулись лишь продавцов печатной прессы.

Не исключено, впрочем, что в дальнейшем список невинно пострадавших заметно расширится. Или вырастет очередь в столичные суды. Ведь в официальных "сводках с полей" особо подчеркивается, что сносятся "объекты мелкорозничной торговли", размещенные с нарушением установленных норм и мешающие проходу москвичей и движению транспорта, так называемый самострой. Однако многие ликвидированные киоски открывались в полном соответствии с действующим законодательством.

Так, в частности, утверждают представители двух крупнейших сетей быстрого питания, в одночасье лишившиеся значительной доли своих торговых точек в столице и, соответственно, дохода. За минувшую неделю "Крошка-Картошка" была вынуждена закрыть 70 из примерно 280 точек, а "Стардог's" уже убрала 45 из 150 киосков, и еще 15 вынуждена будет закрыть в ближайшее время. При этом топ-менеджеры и той, и другой компании жалуются, что их заставляют закрывать автокафе не только в центре города, но и в других районах.

В начале ноября ассоциация предприятий быстрого питания (в нее входят и "Стардог's", и "Крошка-Картошка") и общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России" направили в аппарат городского правительства письма с просьбой о помощи. В частности, они напоминают, что, согласно закону правительства Москвы, власти должны заблаговременно, не менее чем за две недели уведомлять предприятия мелкой розницы о досрочном прекращении действия разрешения на право торговли. Бизнесмены призывают чиновников соблюдать требования закона.

"Мы начинали с улицы в 1998 году. Мы были нужны как воздух, чтобы показать, что во время того кризиса хоть кто-то поднимает бизнес. Нам давали лучшие места, чиновники сами предлагали "давайте, давайте, ставьте еще"... И что мы видим сейчас?.. – цитирует РИА "Новости" директора по маркетингу ГК "Крошка-Картошка" Михаила Кудрявцева. – Сейчас чиновниками движет паника и желание остаться на своих местах - чтобы, не дай бог, их не уволили после истории около станции метро "Улица 1905 года".

Напомним, зачистка московских улиц началась после визита Сергея Собянина на площадь у станции метро "Улица 1905 года". Новому градоначальнику не понравилась организация торговли у метро, засилье киосков. Возмутил его и тот факт, что за ларьками не виден памятник героям восстания 1905 года. Мэр тут же распорядился уволить глав Тверской и Пресненской управ и навести порядок в уличной торговле. За неделю в Центральном округе столицы было демонтировано 400 киосков, а всего "под нож" намечено более 600 объектов. При этом, как выяснилось, районные управы решили "перебдеть" и изничтожили даже то, что уничтожению не подлежало, опираясь исключительно на устные указания мэра. По крайней мере, так уверяют в центральном аппарате столичной власти.

В распространенном во вторник заявлении мэрия Москвы пообещала разобраться с перегибами в реализации данного начинания. В тот же день Собянин лично распорядился приостановить снос газетных киосков. Ранее председатель комиссии Общественной палаты по свободе слова, главный редактор газеты "Московский комсомолец" Павел Гусев написал ему письмо с просьбой разобраться в данном вопросе. Что же касается судьбы уже ликвидированных пунктов продажи прессы, по каждому адресу будет проведена детальная проверка обстоятельств сноса и принято решение о возвращении киоска на прежнее место либо о предоставлении другого земельного участка.

Между тем ликвидация ларьков ударит не только по их владельцам. Обычно на каждой точке работает посменно по два – четыре продавца. Таким образом, в одном только Центральном округе на рынок труда будет одномоментно выброшено две – три тысячи человек. Немного, конечно, по столичным меркам, но и не так уж мало. Кроме того, большинство поставщиков мелкорозничной торговли – это такой же малый бизнес, для которого каждый клиент на счету, а потеря сразу нескольких партнеров грозит весьма серьезными убытками.

А главное, не понятно, ради чего приносятся все эти жертвы и какая польза городу от расчистки территории в столь авральном режиме. Наверняка для многих москвичей внезапное исчезновение киосков возле метро стало не самым приятным сюрпризом. Далеко не каждому захочется идти в магазин и выстаивать очередь в кассу ради того, чтобы по пути домой или в обеденный перерыв на работе купить какие-то мелочи, вроде пачки сигарет или сдобной булки. Тем более что найти продуктовый магазин в центральных районах не так-то просто. Да и вообще проблема магазинов шаговой доступности в столице стоит достаточно остро, и неплохо было бы ее решить, прежде чем сносить палатки. Внешний вид города они, безусловно, не украшают, но в нынешних условиях зачастую становятся палочкой-выручалочкой.

Но если с высказыванием мэра о том, что торговые палатки возле метро мешают проходу пешеходов, еще можно согласиться (в некоторых местах количество ларьков действительно чрезмерно), то совершенно не ясно, каким образом расположенные на тротуарах киоски мешают проезду транспорта. Возможно, кое-где они загораживают водителям обзор, например, на поворотах, или даже препятствуют движению, но сомнительно, что подобные явления носят массовый характер. А ведь именно это было названо в числе основных причин начавшейся кампании, которая подается как одна из мер объявленной борьбы с пробками. И вряд ли на освобожденных территориях сделают парковки. А машины вдоль обочин как стояли, так и будут стоять. Так что пока бурная деятельность новой власти принесла москвичам, скорее, больше сложностей, нежели облегчения жизни. Если транспортная проблема столицы и впредь будет решаться подобным образом, далеко мы точно не уедем.

Выбор читателей