Звезды-самоубийцы устроят вселенский фейерверк

Исследователи обнаружили новый тип двойных звездных систем, состоящих из белых карликов, которые достаточно быстро по астрономическим меркам уничтожат друг друга

Астрономы обнаружили новый тип двойных звездных систем, состоящих из белых карликов. Об этом сообщает журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

"Это системы – объекты величиной с Землю, вращающиеся друг вокруг друга на расстоянии меньше радиуса Солнца", – говорит руководитель группы исследователей Уоррен Браун из Смитсоновского астрофизического центра.

Белые карлики – горячие и сверхплотные звезды – представляют собой последнюю стадию эволюции звезд типа Солнца. Светила, которые сожгли весь свой водород в термоядерных реакциях, "вздуваются", превращаясь в красные гиганты. Затем эта оболочка срывается и остается лишь горячее и сверхплотное ядро: масса нескольких граммов вещества белого карлика больше тонны.

Однако белые карлики, составляющие "странные системы", не столь плотные – их масса равняется лишь одной пятой массы Солнца. Они состоят, по большей части, из гелия, в то время как в основе их более плотных собратьев находится углерод и кислород, образовавшиеся после выгорания гелия.

"Эти белые карлики прошли экстремальную программу "снижения веса" – они находятся на таких близких орбитах, что воздействие гравитации вызывает мощные приливные силы и ведет к потере массы", – отмечает соавтор исследования Карлос Прието из испанского Института астрофизики.

Поскольку звезды в этих системах вращаются очень близко друг к другу, они искажают пространство и время, порождая гравитационные волны. В результате светила теряют энергию и начинают сближаться, после чего сливаются. Занимает это процесс по астрономическим меркам очень мало времени – всего 100 млн лет.

В результате слияния масса белых карликов превышает критическую, после чего происходит взрыв в 100 раз слабее того, который происходит при слиянии обычных карликов.

Напомним, на минувшей неделе стало известно об еще одном открытии, связанном со звездами-карликами. Орбитальный телескоп WISE, недавно потерявший из-за технических проблем два из четырех своих "глаз", обнаружил коричневого карлика – очень маленькую и холодную звезду. Она находится на расстоянии примерно в 18 – 30 световых лет от Земли. И это один из самых холодных коричневых карликов из тех, что известны ученым. Температура объекта десять раз ниже, чем температура поверхности Солнца. Специалисты назвали находку маленьким чудом.