Жадность фраера погубит

Жизнь с нашими коммунальщиками похожа на выживание в сложных условиях арктической ночи. Первые морозы традиционно показывают, чего стоят их рапорты о готовности к зиме. И эти люди опять хотят брать с нас больше денег!


ФОТО: ИТАР-ТАСС



"Все-таки жаль, что нет снега. Талая вода, говорят, очень полезна", – задумчиво произнесла мама. "Мы в километре от МКАД, так что снег здесь вряд ли может быть чистым", – возразила я. Сей глубокомысленный спор шел неспроста: как только ударили морозы, в квартире мамы пропала вода. Авария, сказали в диспетчерской управляющей компании. И повторяли это слово три дня. За это время жители дома раскупили запасы воды в окрестных магазинах. На третий день "засухи" пропал свет.

Между прочим, мамин дом – новостройка бизнес-класса, о чем не устают напоминать в жилконторе в ответ на претензии жильцов по поводу непомерно высоких коммунальных тарифов. Сейчас готовятся тарифы на следующий год, а разгневанные жители обращаются в прокуратуру и поговаривают о митинге протеста.

Такие же истории повторяются по всей стране. Первые морозы традиционно показывают, чего стоят рапорты коммунальщиков о готовности к зиме: трубы лопаются, провода рвутся, снегопад вечно оказывается как, извините за каламбур, снег на голову. О неухоженных дворах, воняющих мусоропроводах и сырых подвалах уж и не говорю – тут не до удобств. Жизнь с нашими коммунальщиками похожа на выживание в сложных условиях арктической ночи. И эти люди опять хотят брать с нас больше денег!

Когда с требованием снизить тарифы ЖКХ люди выходят на улицы от Приморья до Калининграда, это означает, что в коммунальном хозяйстве что-то неладно. Скорее всего, проблемы с арифметикой. Дотошные граждане уже подсчитали, что коммунальные тарифы за последние десять лет выросли, в среднем, на 800%. При этом, как и десять лет назад, коммунальщики жалуются на износ фондов, составляющий до 80%.

Стоит заметить, что нефть за это время тоже подорожала примерно в восемь раз, а металлы – и того меньше. Но металлурги на полученные деньги сумели переоснастить свои производства до самого современного уровня и прикупить активов за границей. На нефтяных доходах держится вообще все благосостояние страны. Почему же в ЖКХ при аналогичном подорожании услуг не смогли даже починить трубы?

Возможно потому, что сегодня профессия коммунального работника становится весьма выгодной. Не знаю, какая зарплата у руководителя маминой управляющей компании, но ему, говорят, принадлежит большинство магазинчиков во вверенных попечению УК домах. Это не то, что в моей "панельке", где управдом – персонаж, скорее, сказочный. От всей нашей УК осталась только вывеска на комнате, которую они делят с нотариусом. А всеми делами заправляет некое нанятое ООО. Впрочем, злые языки утверждают, что и наш неуловимый управдом не бедствует. И такая ситуация, насколько я знаю, не исключение. Так что выпускникам школ лучше не штурмовать двери факультетов госуправления, а прислушаться к совету Остапа Бендера и переквалифицироваться в управдомы.

Справиться с неуемными аппетитами и нерадивостью российского ЖКХ самостоятельно у граждан нет никакой возможности. Эксперимент с ТСЖ закончился ровно так, как и предсказывали: они оказались в руках либо тех же муниципальных коммунальщиков, либо мошенников. Призвать к ответу ни тех, ни других нельзя – в законодательстве на месте пунктов об ответственности ТСЖ перед жильцами дырка от бублика.

По большому счету, потребовать от коммунальщиков обоснования своих тарифов тоже некому: Федеральная служба тарифов им не начальник, а лишь "отсекатель" слишком высоких требований, Минрегионразвития тоже не прямой руководитель. В сущности, коммунальная сфера замыкается, в основном, на муниципальный уровень. А теперь скажите, к кому прислушается при утверждении тарифов мэр маминого городка, если он выходец из компании одного из местных застройщиков, в структуре которого есть и служба эксплуатации построенных домов?

Впрочем, о монополиях федерального уровня тоже можно сказать немало. Особенно тем, кто решил избавиться от вечных коммунальных проблем многоквартирного дома и построил собственный. Для справки: на оплату подключения коммуникаций можно смело закладывать сумму, сравнимую со стоимостью строительства. И это еще хорошо, бывает, что и подключиться нельзя – нет энергомощностей или мимо проходит газовая магистраль не того давления.

Недавно мои знакомые, купившие дом, подсчитали, что подключение магистрального газа будет стоить им столько же, сколько использование сжиженного в течение 40 лет. Они не единственные, кто решил отказаться от услуг газораспределительных контор: вдоль подмосковных магистралей полно рекламных щитов с предложением устройства автономного газоснабжения. В то время как во всем мире переход на альтернативные источники энергии идет при деятельной поддержке властей, российские граждане переходят в режим самообеспечения, устав от алчности и недобросовестности коммунальщиков.

Апофеозом этого стремления можно считать объявление, на которое я наткнулась в Интернете: "Продается дом с ухоженным участком в неорганизованном, но дружном поселке. Водоснабжение – скважина, канализация – септик, газ – сжиженный (вкопана цистерна у дома). Только тонкая нить электропроводов будет связывать вас с этим государством, но если поселковому активу удастся поставить ветряк, то исчезнет и она".

Выбор читателей