Америка напрашивается на "злого следователя"

Информационная война вокруг ратификации договора по СНВ и проблемы ПРО вышла на новый уровень. В России к ней подключились первые лица государства, а в США в ход пошли аргументы, сравнимые с разоблачениями WikiLeaks


ФОТО: AP



На прошлой неделе информационная война вокруг ратификации договора по СНВ и проблемы ПРО вышла на новый уровень. В России к ней подключились первые лица государства, а в США в ход пошли аргументы, сравнимые с разоблачениями WikiLeaks. Двадцать девятого декабря группа сенаторов-республиканцев во главе с Джоном Кайлом направила президенту Обаме письмо с требованием предоставить документы о секретных переговорах с Россией по ПРО и доказательства того, что в ходе планируемого сотрудничества Москва не получит доступ к секретным технологиям и разведданным США.

На следующий день Дмитрий Медведев, выступая с посланием Федеральному Собранию, среди прочего неожиданного заявил, что альтернативой полноценному сотрудничеству между Москвой и Вашингтоном является "новый виток гонки вооружений". Американские республиканцы немедленно ответили, что Россия начинает играть мускулами и что, прежде чем подписывать договор по СНВ, Обаме "следовало решить вопросы, касающиеся ядерного арсенала Москвы". The Wall Street Journal обвинила Россию в нарушении обязательств, данных в преддверии ратификации договора по СНВ.

Это громкое заявление, как признается само издание, основано всего лишь на "подозрении", что "Россия переместила ядерные боеголовки ближнего радиуса действия на свои объекты, расположенные вблизи территории стран-союзников НАТО". Комментируя статью в эфире телеканала Fox News, бывший посол США в ООН Джон Болтон назвал ее "еще одной причиной голосовать против договора по СНВ" и заключил, что "русским в вопросе контроля над вооружениями верить нельзя".

Еще через день получила развитие тема секретных переговоров "людей Обамы" с представителями Москвы. Издание The Washington Times поведало публике о содержании предназначенного для служебного пользования доклада Госдепартамента и "Циркуляра 175" с игривым грифом "щекотливо, но не засекречено". Из этих документов следует, что сотрудники администрации Обамы провели весной этого года четыре встречи с представителями Москвы. По результатам переговоров был разработан вариант Соглашения о сотрудничестве в области обороны от баллистических ракет (BMDCA), не ограничивающего противоракетные потенциалы договаривающихся сторон. Также было подчеркнуто, что в этих документах нет упоминаний о четвертой, финальной, фазе американской программы ПРО в Европе. На основании этих данных газета делает вывод, что "администрация Обамы отложила четвертую фазу в долгий ящик, чтобы не раздражать Россию".

В тот же день Владимир Путин дал интервью Ларри Кингу, подробно разъяснив смысл заявления Медведева. По словам премьера, размещение вблизи российских границ элементов третьего позиционного района американской ПРО будет воспринято как угроза национальной безопасности, и Россия будет вынуждена "устанавливать новые ударные комплексы против новых угроз". И пояснил для тех, кто не понял: "Это не мы выдвигаем ракеты к вашей территории, а вы планируете поставить ракеты возле наших границ... Это не наш выбор. Мы этого не хотим. И это не угроза, мы просто говорим о том, что всех нас ожидает, если мы не сможем договориться о совместной работе".

На следующий день бывшие госсекретари США – Генри Киссинджер, Джордж Шульц, Джеймс Бейкер, Лоуренс Иглбергер и Колин Пауэлл – призвали Сенат как можно быстрее ратифицировать договор по СНВ. В статье, опубликованной в The Washington Post, политики указали на то, что этот договор полностью отвечает национальным интересам, потому что "позволит США контролировать деятельность России в области ядерного вооружения". С этой аргументацией полностью согласилась Мадлен Олбрайт, занимавшая пост госсекретаря в администрации Клинтона, и ряд сенаторов-республиканцев, в том числе бывший кандидат в президенты Джон Маккейн.

Но это не убедило противников ратификации договора. Через день 42 сенатора-республиканца пообещали "блокировать любые законодательные решения до тех пор, пока не будет одобрен билль о финансировании федерального правительства и не будет продлено действие закона о сокращении налогов, принятого при Джордже Буше". А главный критик договора по СНВ республиканец Джон Кайл добавил, что "у Сената нет времени для рассмотрения договора по СНВ в рамках нынешней сессии".

Если перевести эту пикировку на обыденный язык, получается, что республиканцы обвиняют Обаму в тайном сговоре с Москвой, отказе от развития американской ПРО и фактическом предательстве интересы страны. При этом бывшие госсекретари совершенно не стесняясь говорят о стремлении установить контроль над ядерным потенциалом России. То есть фактически ставят ее в один ряд с Ираном и Северной Кореей.

В свою очередь, Россия популярно объяснила, что будет, если в ближайшее время не удастся договориться по проблеме ПРО. Дополняя заявление Медведева, премьер дал понять, что Москва недовольна тем, как развивается российско-американское сотрудничество, и более не намерена скрывать свое раздражение.

Судя по последним переговорам, Вашингтон не видит в Москве собеседника, с которым можно было бы обсуждать проект единой ПРО. И на деле речь идет не о партнерстве, а о гипотетической возможности присоединения России к американскому проекту глобальной ПРО, причем, после того, как США и ЕС договорят между собой по принципиальным вопросам.

Эта ситуация не устраивает Кремль, и он пытается донести эту мысль до американского истеблишмента в единственно доступной для него форме, предъявив – в контексте президентских выборов 2012 г. – выбор между "добрым и злым следователями". Этот контраст был достаточно наглядно обозначен в последних заявлениях. Если Медведев практически полностью поддержал позицию США по Ирану, то Путин в интервью Кингу заявил, что "Иран имеет право на осуществление ядерных программ под контролем международных организаций". Если уступки Медведева по Афганистану вселяют в американских партнеров надежду на то, что со временем удастся заманить туда российских военных, то Путин упорно гнет прежнюю линию: "Россия не будет присутствовать в Афганистане военными средствами".

Если Медведев говорит о сотрудничестве и партнерстве по всем направлениям, то Путин, не отрицая этого, указал в интервью Кингу на "наглость, нахрап и беспардонность", с которой США вмешиваются во внутреннюю политику России. А комментируя "шпионский скандал", пояснил: "Эти люди принадлежат к службе нелегальной разведки, основное предназначение которой – активно работать в период кризисов и разрыва дипломатических отношений, когда другие средства разведки неэффективны или просто невозможны". Здесь главным являются слова "кризис" и "разрыв дипломатических отношений" и намек на то, что Россия не исключает подобных сценариев и готовится к ним.

И, наконец, любимая тема журналистов и комментаторов: кто – Путин или Медведев – станет президентом в 2012 году. Если раньше оба говорили, что примут согласованное решение о выдвижении одного из них, исходя из экономической, социальной и политической ситуации в стране, то в недавнем интервью польским СМИ Медведев ответил несколько иначе: заявил, что не исключает, что пойдет на второй срок, "если ситуация в нашей стране будет нормальной и стабильной", а он сам "будет иметь соответствующую поддержку населения". И тут же добавил, что у него "есть коллеги, которые тоже могут участвовать в этом политическом процессе" – судя по всему, в том случае, если ситуация станет ненормальной и нестабильной.

Иначе говоря, вопрос ставится очень просто: не договоритесь с "хорошим" Медведевым, получите в качестве партнера по переговорам "плохого" Путина. А для тех, кто не испугался, СМИ припасли душераздирающую историю о том, как во время прогулки с Берлускони российский премьер застрелил оленя, вспорол ему грудную клетку и, вытащив сердце, подарил его в знак дружбы итальянскому премьеру.

Выбор читателей