"Синдром Пикалева" у других не лечится

Власти рассуждают о комплексном подходе в решении проблем моногородов, но пока просто латают дыры. Однако опыт Пикалева другим не поможет – на всех не хватит ни государственных денег, ни личного времени премьера


Город Вичуга в Ивановской области. ФОТО: ИТАР-ТАСС



Три градообразующих предприятия самого знакового моногорода России – Пикалево – договорились о бесперебойной работе в 2011 году. На этой неделе в Белом доме в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина главные фигуранты нашумевшего дела – "Апатит", "Базэлцемент-Пикалево" и "Пикалевский цемент" (все они входят в одну технологическую цепочку по производству цемента) – подписали договоры о взаимных поставках сырья. Правительство, в свою очередь, пообещало продолжить косвенные меры поддержки их деятельности: в 2009 и 2010 гг. на субсидирование перевозок сырья в Пикалево было выделено 458 млн руб., на 2011 г. запланировано более 300 млн рублей.

"Мне очень приятно, что к сегодняшнему решению все участники процесса подошли самостоятельно", – подчеркнул премьер. Хотя эксперты не сомневаются: без "невидимой руки" Белого дома здесь не обошлось. Как стало известно "РБК daily", соглашения между названными компаниями были подписаны еще в сентябре. "Это были не устные договоренности, а контракты на основе цен и объемов, согласованных с ФАС и Минпромторгом", – заверил издание один из игроков цементного рынка. А показательная публичная акция понадобилась для формирования позитивного имиджа премьера. Из этих же соображений можно не волноваться и за дальнейшую судьбу города.

Личное участие Путина гарантирует жителям Пикалева безоблачное будущее, по крайней мере, в ближайшее время. В противном случае получится, что все усилия премьера оказались напрасными, и он так же, как собственники проблемных предприятий, не способен найти эффективный выход из сложившегося положения. Очевидно, что такого развития событий Белый дом допустить не может. Посему Пикалево и впредь будет накачиваться государственными деньгами. Но этот опыт вряд ли применим к другим российским моногородам – на всех не хватит ни федеральных средств, ни личного времени премьера. Согласно официальным данным, в России насчитывается 335 моногородов; по оценкам независимых экспертов, их значительно больше – порядка 450. И даже если глава правительства задастся целью посетить каждый и будет осуществлять подобные инспекции еженедельно, на это уйдет семь – восемь лет.

О Пикалеве Путин вспомнил в тот момент, когда говорил о необходимости диверсификации экономики моногородов на заседании правительства, в преддверии которого, кстати, и состоялось подписание договоров (об этом премьер, разумеется, тоже не забыл упомянуть). "В 2010 году нам удалось лишь снять остроту имеющихся проблем, помочь тем, кто потерял работу, несколько улучшить положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве. В то же время проблемы моногородов носят системный характер. И стратегическое решение состоит в диверсификации городской экономики, в уходе от чрезмерной зависимости от единственного градообразующего предприятия, как это было на печально известном предприятии в Пикалеве", – заявил глава правительства.

Путин пообещал и впредь помогать моногородам "с федерального уровня" – заявление обнадеживающее, если учесть, что еще в сентябре министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что в проекте бюджета на ближайшие три года средств на поддержку моногородов не предусмотрено. Правительство опечалено недостаточной активностью самих населенных пунктов. "В 135 моногородах до сих пор не разработаны комплексные инвестпрограммы, – посетовал Путин. – Видимо, здесь кто-то думает, что за них будут думать и решать эти проблемы другие. Просто сидят и ждут, вместо того чтобы использовать конкурентные преимущества, которые наверняка есть в каждом регионе, в каждом муниципалитете. Достаточно заняться поощрением малого и среднего бизнеса, и результат будет очевиден".

Не все так просто, парируют региональные власти и представители Министерства регионального развития, ответственного за программу господдержки моногородов. Из них 76% – небольшие населенные пункты, по сути, поселки с населением около пяти тысяч человек, подсчитал замглавы Минрегионразвития Юрий Осинцев. Зачастую у местных властей нет средств даже на разработку инвестиционных проектов. И специалисты, способные грамотно подготовить необходимую документацию, тоже отсутствуют. Кроме того, горизонт действия мер государственной поддержки ограничивается финансовым годом, что делает невозможным решение проблем диверсификации в комплексе. Западный опыт показывает, что на это необходимо от семи до десяти лет.

При этом федеральные власти выделяют средства, в основном, лишь на подготовку инфраструктуры, предлагая все остальное финансировать за счет инвесторов. А те в моногорода не торопятся. Как отметил недавно губернатор Владимирской области Николай Виноградов, они предпочитают осваивать незастроенные площадки, вместо того чтобы модернизировать и перепрофилировать старые градообразующие предприятия.

Еще одна глобальная проблема – низкая мобильность населения. И причина инертности не только в менталитете, но и в сложностях переезда, регистрации на новом месте жительства и отсутствии развитого рынка аренды жилья. Между тем в некоторых случаях моногорода умирают в силу естественных причин – например, исчерпываются природные ресурсы, а их транспортировка из других мест будет уже экономически неоправданной.

Очевидно одно: хотя судьбу моногородов в каждом конкретном случае придется решать индивидуально, осуществить задачу их модернизации в целом невозможно без наличия ясной стратегии дальнейшего развития соответствующих регионов и всей страны. Пока же власти о комплексном подходе больше рассуждают на словах, а на деле просто латают дыры.

Выбор читателей