Английский прецедент

Россия привычно жалуется и негодует, не в силах противостоять особенностям британского правосудия. Но теперь благодаря WikiLeaks общественность узнала, что и при прецедентном праве можно добиваться беспрецедентных решений


Кадр телеканала "Россия1"



Историями об особенностях английского правосудия давно никого не удивишь. Лондон несколько лет требует выдать ему российского гражданина Лугового, а на отказ, мотивированный тем, что Конституция РФ запрещает передачу российских граждан иностранному правосудию, отвечает требованием переписать Основной закон. При этом английские суды отказывают Москве в экстрадиции российских граждан даже в случаях, когда речь идет об особо тяжких преступлениях.

Столь же произвольно действует английское правосудие в отношении граждан России, проживающих на территории Великобритании. Задержанной по подозрению в шпионаже россиянке Екатерине Затуливетер в течение семи дней так и не предъявили никаких обвинений. Более того, в отношении нее была нарушена Консульская конвенция, согласно которой Лондон обязан уведомлять посольство РФ о любых действиях, предпринятых полицией в отношении российских граждан, и Москве было очень непросто добиться соблюдения этих не слишком обременительных правил.

Только на шестой день посольским юристам удалось получить официальное подтверждение факта задержания, но на запрос о консульском доступе к задержанной был получен отказ. Правда, после вмешательства в пререкания МИД РФ процесс сдвинулся с мертвой точки, и, судя по всему, в ближайшие дни представители посольства смогут встретиться с Затуливетер.

Комментируя действия британской стороны, временный поверенный в делах РФ в Великобритании Александр Стерник выразил "сожаление" в связи с тем, что "Лондон в течение несколько дней медлил с ответом на запрос" и до сих пор "не разъяснил причины задержания россиянки и характер предъявляемых к ней претензий".

Похожие по стилистике заявления звучали после отказа в экстрадиции Березовского и Закаева. Представители МИД и российского посольства в Лондоне привычно сетуют на то, что запросы на экстрадицию, подкрепленные материалами, собранными Генпрокуратурой РФ, даже не рассматриваются английским судом.

Все дело в том, что Великобритания в соответствии со своими законами и прецедентной практикой не дает разрешение на выдачу "политических беженецев", а предоставление политического убежища находится в ведении английского Минюста, который ссылается на то, что решение об экстрадиции должен принять суд. Эта "сказка про белого бычка" тянется годами: Москва обращается, Лондон отказывает, Москва снова обращается, и Лондон снова отказывает. Процедура обращений и оформлений отказов давно налажена, все при деле, и главное – все привыкли.

Со временем в российском посольстве, надо думать, привыкнут и к тому, что российских граждан можно задерживать без объяснения причин. И будут привычно жаловаться, что вот, опять к кому-то из задержанных не пустили консула. И вроде бы, ничего с этим сделать нельзя, потому как Британия славится своей приверженностью прецедентному праву, согласно которому, если сделали один раз, значит, можно повторить, и, чем больше таких повторений, тем более законным представляется решение. В общем, заколдованный круг.

Но есть и хорошие новости.

В прошлом году Великобритания позволила вернуться на родину ливийскому террористу Абдель Баситу аль-Миграхи, отбывавшему в шотландской тюрьме пожизненное заключение по "делу Локерби". Министр юстиции Шотландии Кенни Макаскилл пояснил, что аль-Меграхи был освобожден из тюрьмы из гуманных соображений: он смертельно болен, и ему "осталось жить не больше трех месяцев". Белый дом тогда заявил, что "глубоко сожалеет" о решении Шотландии, а директор ФБР назвал его "издевательством над правосудием".

На днях из очередной порции разоблачений WikiLeaks стало известно, что аль-Миграхи был депортирован не по состоянию здоровья – он, кстати, до сих пор жив, – а под давлением "разбойных угроз" Муамара Каддафи. Как следует из документов, лидер ливийской революции пригрозил "прекратить все торгово-экономические связи между Триполи и Лондоном и испортить жизнь британских дипломатов в Джамахирии", если больной террорист не будет освобожден и передан Ливии. Судя по тому, что писали СМИ, освобождение аль-Меграхи активно лоббировала ВР, которая еще в 2007 г. заключила с Ливией контракт на освоение нефтяного месторождения в заливе Сидра и имела все основания опасаться "грубых и немедленных действий" со стороны ливийского руководства.

Таким образом, Ливия сумела продавить совершенно, казалось бы, невозможное решение, в то время как Россия не в состоянии добиться от британской стороны экстрадиции собственных граждан и соблюдения норм Консульской конвенции.

Выбор читателей