Трасса Москва - Петербург пройдет лесом

Власти дали добро на строительство дороги через Химкинский лес. Президент заверил, что альтернативных вариантов просто не было. А экологи обещают бороться до победного конца


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Сегодня правительственная комиссия по транспорту и связи приняла решение о том, что трасса Москва - Петербург будет проложена по первоначальному маршруту, через Химкинский лес. Об этом сообщил вице-премьер Сергей Иванов. "Мы считаем, что с юридической точки зрения предлагаемый вариант является абсолютно обоснованным и законным", - добавил он, отвечая во вторник на вопросы журналистов на пресс-конференции.

Компромиссный вариант

По словам Иванова, кабинет увеличит выплаты компенсации в связи с экологическим ущербом при строительстве магистрали. "Сегодня комиссия единогласно приняла решение увеличить эту сумму с трех до четырех миллиардов рублей. Вместо 100 гектаров вырубленного леса будет заново посажено 500 гектаров", - рассказал Иванов.

В свою очередь, министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев отметил, что озвученные средства значительно больше убытков, которые понесет Химкинский лес. "Компенсационные меры кратно превосходят ущерб зеленым насаждениям", - заявил он на пресс-конференции.

Сергей Иванов также подчеркнул, что на участке трассы Москва - Петербург, который пройдет через Химкинский лес (15-й - 58-й км), не будет заправок и прочих сервисных зданий. "Мы постарались максимально объективно подойти ко всем аспектам экологическим строительства дороги и отказались от строительства инфраструктуры на восьми километрах", - пояснил вице-премьер, добавив, что Химкинский лес может получить статус особо охраняемой территории.

Президент отреагировал

Расставить все точки над i в вопросе строительства трассы теперь должен президент. Пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова сообщила, что решение комиссии по Химкинскому лесу уже было озвучено Дмитрию Медведеву.

По ее мнению, ответственность за выбор первоначального маршрута трассы Москва - Петербург несут прежние московские власти. "Изначально на выбор трассы повлияла неконструктивная позиция прежних московских властей, так как один из альтернативных проектов не был реализован из-за бизнес-проектов структур, близких к правительству Москву", - отметила Тимакова. Она добавила, что Дмитрий Медведев считает ситуацию вокруг Химкинского леса хорошим уроком того, как должен происходить диалог властей и гражданского общества.

Президент надеется, что озвученные средства уменьшат урон экологии от строительства магистрали. "Активный диалог с общественностью позволил существенно усилить компенсационные меры, и Медведев надеется, что они минимизируют ущерб", - подытожила пресс-секретарь.

Экологи продолжат борьбу

Между тем экологи не собираются сдаваться. Как заявила лидер движения "В защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова, они непременно обжалуют сегодняшнее решение комиссии, если его поддержит президент. Она отметила, что один иск в защиту леса сейчас рассматривается в Европейском суде по правам человека.

Свое отношение к происходящему корреспонденту "Yтра" озвучил один из участников движения "В защиту Химкинского леса" Владимир Морозов. "Реакция уже позади. Я не удивлен, но, как и остальные химчане и неравнодушные граждане, буду обозначать свое неравнодушие к сокращению жизненного пространства", - заявил эколог.

В Общественной палате обещали вместе с экологами проводить контроль за строительством трассы через лес. "Мы намерены вместе с экологическими движениями, с гражданами осуществлять общественный контроль за ситуацией", - заявил член Общественной палаты Анатолий Кучерена.

История вопроса

Напомним, проект строительства высокоскоростной автотрассы через Химкинский лес вызвал небывалый протест общественности. О начале уничтожения деревьев экологи узнали 15 июля 2010 года. На следующий день они прогнали рабочих и решили охранять лес, разбив там лагерь. Противостояние длилось несколько недель.

Защитники леса обстреляли мэрию подмосковных Химок из пневматического пистолета, закидали камнями и бутылками, а напоследок разрисовали граффити. По подозрению в нападении на административное здание были задержаны Максим Солопов и Алексей Гаскаров, участники антифашистского движения. Оба попали под ст. 312 УК РФ ("Хулиганство"), которая предполагает до шести лет лишения свободы.

Молодым людям была выбрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Они провели в тюрьме около трех месяцев. Полтора месяца назад Солопов и Гаскаров были отпущены на свободу под подписку о невыезде. Суд над ними состоится в январе или феврале 2011 года.

В конце августа на Пушкинской площади состоялся митинг-концерт в защиту Химкинского леса. Музыкальный критик Артемий Троицкий, лидер группы "ДДТ" Юрий Шевчук, правозащитники, экологи требовали перенести строительство и освободить Солопова с Гаскаровым.

Через несколько дней после концерта на ситуацию отреагировал президент России Дмитрий Медведев. Он остановил прокладку дороги через Химкинский лес. Тогда глава государства поручил правительству провести дополнительное обсуждение данного вопроса. До этого высказывался о строительстве и премьер Владимир Путин. Он говорил, что все осуществляется в строгом соответствии с законодательством.

В сентябре в Общественной палате прошли слушания по вопросу строительства скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург через лесопарковую зону Химкинского леса. Как выяснилось, однозначной позиции общества по данному вопросу не существует, а Общественная палата никаких решений не принимает. Мнения выступавших "за" и "против" прокладки новой магистрали по данному участку разделились примерно поровну.

Химкинский лес расположен в 5 км от Москвы. Он занимает участок в 1 тыс. га и является частью лесозащитного пояса столицы. Против вырубки его части активно протестуют и такие организации, как Гринпис, а также Всемирный фонд охраны дикой природы. В ноябре 2009 г. территория, на которой планируется построить участок магистрали, была выведена из лесного фонда и переведена в категорию промышленного назначения.

Читайте также
  • РИА "Новости"

Выбор читателей