СНВ-3 вступил в силу

Сергей Лавров и Хиллари Клинтон обменялись в Мюнхене ратификационными грамотами договора. Выразив надежду на долговременное сотрудничество, стороны напомнили друг другу о разногласиях по вопросу ПРО в Европе


ФОТО: АР



Открывшаяся в минувшую пятницу в Мюнхене 47-я международная конференция по проблемам безопасности стала знаковой хотя бы потому, что сегодня, 5 февраля, там произошел обмен ратификационными грамотами российско-американского договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), который таким образом официально вступил в силу. Документы передали друг другу глава МИД РФ Сергей Лавров и американский госсекретарь Хилари Клинтон.

Предполагается, что в течение 45 дней Москва и Вашингтон обменяются всеми данными о ракетах, подпадающих под действие СНВ-3, а с начала апреля этого года возобновятся взаимные инспекции, которые будут контролировать исполнение договора.

"Россия и США проявили свою ответственность за безопасность в мире и проявили свою готовность и дальше двигаться по пути безопасности. У нас немало задумано, и мы будем все это стараться воплощать в жизнь", - заявил Лавров, указав, что СНВ-3 благотворно скажется на международной стабильности, а "заложенные в Договор принципы равноправия, паритетности, равной и неделимой безопасности создают прочную основу для современного российско-американского взаимодействия в самых разных областях".

При этом российский министр остановился и на разногласиях в ракетном вопросе между Москвой и Вашингтоном, напомнив при этом о начале контактов по европейской системе противоракетной обороны (ЕвроПРО). "Совместная работа начинается. Мы рассчитываем, что она будет вестись честно с учетом поставленной задачи выйти на стратегическое партнерство. Если диалог (по ЕвроПРО) с Россией будет использоваться для отвода глаз от американо-натовской системы ПРО, то мы рискуем упустить уникальный шанс", - предупредил глава МИД РФ.

Россия стремится сохранить стратегический паритет в области ПРО, поэтому ее и беспокоят планы Североатлантического альянса. "Реализация 3-й и 4-й стадий американского "поэтапного адаптивного подхода", а именно он лежит в основе обсуждаемой ПРО НАТО, будет означать выход на стратегический уровень, напрямую затрагивающий эффективность российских сил ядерного сдерживания", - пояснил Лавров.

В свою очередь госсекретарь США Хилари Клинтон заявила, что Соединенные Штаты продолжат курс на защиты себя и дружественных стран от любых возможных угроз. "Мы будем устанавливать радиолокационные станции на судах в Средиземном море. Мы обеспечим безопасность наших союзников от ракетных ударов", - подчеркнула она.

Слова Клинтон нашли отражение в специальном заявлении Сената, принятом в конце прошлого года одновременно с ратификацией им СНВ-3. "Политический курс США состоит в дальнейшем развитии и развертывании систем ПРО от ракетных угроз, исходящих от таких стран, как Северная Корея и Иран, включая количественное и качественное совершенствование таких систем", - говорилось в документе.

Хилари Клинтон сегодня в Мюнхене также отметила, что особое внимание Вашингтон уделяет сотрудничеству с Москвой. "Мы стремимся проводить совместные учения, обмен данными в сфере развития ПРО. Надо, чтобы наши системы дополняли друг друга", - призвала госсекретарь.

Сенат США ратифицировал СНВ-3 22 декабря после долгих дебатов между демократами и республиканцами, которые считали договор невыгодным для Америки. Особое их недовольство вызывала ст. XIV, которая позволяет России выйти из договора в случае наращивания систем ПРО США.

Госдума ратифицировала СНВ-3 25 января, на следующий день соглашение было одобрено Советом Федерации, а еще спустя два дня его подписал Дмитрий Медведев.

Согласно СНВ-3, за семь лет обе державы сократят число боеголовок на треть и в итоге у них должны остаться не более 1550 боезарядов. Количество развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и стратегических бомбардировщиках при этом не должно превысить 700. Также договор разрешает хранение еще 100 носителей перечисленных типов в неразвернутом состоянии. Наконец, и это принципиально для российской стороны, договор запрещает развертывание СНВ на территории других стран.

Читайте также

Выбор читателей