Шиитский гамбит

Чем более рьяно западные лидеры занимаются ливийским полковником, постепенно гасящим пожар "демократических" бунтов в своей стране, тем сильнее разгорается другой пожар, на который они старательно не обращают внимания


ФОТО: AP



Чем более рьяно западные лидеры занимаются ливийским полковником, постепенно гасящим пожар "демократических" бунтов в своей стране, тем сильнее разгорается другой пожар, на который они старательно не обращают внимания. Зато за этим новым очагом нестабильности, полыхающим на границах крупнейшего поставщика энергоресурсов в мире, радостно наблюдает иранское руководство.

Да, речь идет о соседях Саудовской Аравии, которая преподнесла своим шиитским оппонентам прекрасный геополитический подарок. Если бы саудиты и ОАЭ не ввели свои войска и полицию на территорию Бахрейна, то, несомненно, такой шаг Тегерану стоило бы выдумать. Посудите сами, как это прекрасно выглядит: в королевство, где шиитское большинство контролируется реально угнетающим его суннитским меньшинством, вводятся войска сопредельных суннитских стран, чтобы подавить беспорядки. А шииты Бахрейна ведь чего требуют? Правильно, демократии и честного представительства во властных структурах. Правозащитники, ау!

Причем, если пойти дальше, картина станет еще хуже: вводятся части, предназначенные буквально для войны с шиитами. Как отмечают саудовские официальные СМИ, речь идет о "коалиционных силах" – Gulf Cooperation Council Peninsula Shield coalition forces. Для чего они создавались? Для противостояния Ирану, шиитскому врагу суннитских нефтяных шейхов. Видимо, в Эр-Рияде никто не озаботился спросить пиарщиков, как именно выглядит со стороны "операция по сохранению спокойствия в регионе". Или, скорее всего, шейхи ожидали, что, учитывая определенные детали, включая прекращение поставок нефти из Ливии, ситуация с Бахрейном будет ускользать от взора западных политиков.

Скорее всего, они недооценивают иранскую заинтересованность в вопросе: Тегеран с удовольствием воспользуется даже бездействием прогрессивных кругов. Оно на самом деле полезнее, ведь, игнорируя бахрейнские волнения, США и ЕС развязывают иранцам руки. Эмиссары Исламской Республики давно действуют в Манаме и, безусловно, в той или иной мере направляют протестующих. Считать иначе – значит оскорблять иранские власти. Все это известно спецслужбам западных держав и суннитских шейхов, но все доказательства этого факта меркнут на фоне ввода в Бахрейн иностранных войск для подавления восстания граждан страны. По данным ряда местных источников, во вторник там убили первого саудовского офицера. Число бахрейнских шиитов, которые заплатят за это, будет немалым, судя по сообщениям о ряде атак саудовских войск на их деревни.

Что это дает Ирану? Например, прецедентное право вводить войска на территорию Ирака, откуда американцы вроде вскоре уйдут. Тегеран может посчитать, что там ущемляются права шиитского большинства и, по примеру саудитов, поддержать братскую молодую иракскую демократию. Да и Ливану, например, можно будет помочь "ограниченным полицейским контингентом" для защиты прав шиитского населения. Сколько в Бахрейн ввели полицейских из ОАЭ – 500? Почему бы в Бейрут не прибыть 500 "инспекторам" Корпуса стражей исламской революции – бойцов такого уровня, что даже израильскому спецназу пришлось очень сильно попотеть кровью в боях с ними.

Впрочем, к чему такие сложности и прямое воздействие? У иранцев есть прекрасные возможности постараться привлечь внимание к другому соседу своих заклятых врагов – Йемену. Это весьма проблемная для американцев страна. Будучи на данный момент благодаря саудитам в "слепой зоне" для западных политиков, Йемен, в отличие от Бахрейна, не может оставаться без внимания американских спецслужб, в очередной раз за последние месяцы поставленных в безвыходное положение.

Протесты местных племен против нынешнего правительства Йемена приобретают формы, все более далекие от запатентованных Махатмой Ганди. Пятнадцатого марта они выразились в том, что одно из рвущихся к демократии племен взорвало трубу нефтепровода. К подрыву причастно племя, один из лидеров которого – Джабир аш-Шабвани – был убит прошлым летом при воздушном налете на местную базу "Аль-Каэды". Параллельно в ходе столкновений между пока еще окончательно не признанными демократическими революционерами и сторонниками действующего правительства был убит, в числе прочих, вождь другого племени – Наджи Насм, который поддерживал исламистскую оппозиционную партию. Число жертв беспорядков в Йемене еще не известно, но, по всей видимости, сравнимо с потерями, которые несут обе стороны в Ливии.

Однако вернемся к американским спецслужбам и их дилемме. В конце февраля этого года министр внутренней безопасности США Джанет Наполиатно заявила на слушаниях в Конгрессе, что "Аль-Каэда", действующая в южной части Аравийского полуострова (Al-Qaida in the Arabian Peninsula – AQAP), представляет собой самую серьезную угрозу безопасности Америки. Она отметила, что президент Йемена Али Абдалла Салех вынужден уделять меньше внимания борьбе с исламистами, так как ему приходится бороться с революционерами. Мнение министра однозначно поддержали трое приглашенных на слушания экспертов разных мозговых трестов.

Опасность, проистекающая от прекращения борьбы с AQAP, связана даже не с нефтепроводами. Это крыло "Аль-Каэды" наловчилось вербовать посредством Интернета... граждан США. Только чудом американским спецслужбам удалось предотвратить ряд крупных терактов на территории страны, включая попытку взрыва самолета Northwest Airlines в декабре 2009 г. и переправку по почте взрывающихся посылок в октябре 2010 года. Эти акции планировали боевики AQAP, самым популярным духовным лидером которых на данный момент является Анвар Аль-Авалаки, уроженец Нью-Мексико.

Страшно представить, что могут натворить питомцы Аль-Авалаки, получив, скажем, финансовое вливание от некоей третьей страны, заинтересованной привлечь внимание к Йемену и его северному соседу, каждый удар по которому будет болезненно отзываться в далеком Вашингтоне...


Обсудить на Facebook

Выбор читателей