Топливный кризис набирает обороты

Вопреки усилиям властей, в российских регионах по-прежнему возникает дефицит моторного топлива. Сегодня "на ручное управление" переведено обеспечение нефтепродуктами Забайкальского края. Отсутствие регулярных поставок привело к росту цен на бензин


ФОТО: АР



Забайкальский край остался без регулярных поставок автомобильного топлива. Об этом сегодня сообщил журналистам заместитель председателя краевого правительства по промышленности и природным ресурсам Евгений Вишняков. "Ситуация с топливом, как и во всех регионах Сибири и Дальнего Востока, сложная, - передает его слова РИА "Новости". - Обеспечение топливом регионов, в том числе и Забайкальского края, по сути, переведено на ручное управление".

Возникший топливный дефицит немедленно сказался на стоимости бензина: ряд сетей автозаправочных станций повысил расценки. На прежнем уровне цена за литр топлива удерживается только госкомпанией "Роснефть".

По словам вице-премьера, краевое правительство пытается справиться с кризисом путем переговоров с руководством основных поставщиков топлива. В частности, ведутся переговоры с "Роснефтью", и уже достигнуты договоренности о поставках бензина с НПЗ Комсомольска-на-Амуре.

"До сих пор говорить о бензиновом кризисе в регионе не приходилось - мы держались на запасах, - констатирует Вишняков. - Сейчас ситуация осложнилась, но мы держим ее на контроле. В частности, достигнута договоренность с железной дорогой, мы отслеживаем скорейшую поставку цистерн с топливом в Забайкальский край".

Топливная истерия в стране началась около месяца назад. Дефицит топлива впервые был зафиксирован в Алтайском крае, где в 20-х числах апреля неожиданно прекратили работу практически все независимые автозаправочные станции. Затем схожая ситуация начала складываться в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине, а также в Белгородской, Липецкой, Тамбовской и Орловской областях и еще в нескольких российских регионах и крупных городах. На основании этих данных, некоторые аналитики поспешили предупредить, что в ближайшее время в России может начаться топливное голодание.

Исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергеенко полагает, что кризис вызван нарушением в механизме поставок топлива от оптового звена к розничному. "Независимые владельцы АЗС, которых сейчас пока 65% на рынке, не могут по разным причинам приобрести топливо, которое бы удовлетворило или по ценовым показателям, чтобы с доходностью можно было работать, или его нефтяники просто не продают", - заявил он в беседе с корреспондентом "Yтра".

Напомним, топливная ситуация обострилась после озвученных в феврале и марте премьером Владимиром Путиным требований к нефтяным компаниям снизить цены на нефтепродукты. Прислушавшись к распоряжению премьер-министра, предприниматели зареклись повышать цены на внутреннем рынке и предпочли ему зарубежный, цены на котором не регулируются.

В результате очень скоро председателю правительства пришлось разбираться с ситуацией нехватки топлива на внутреннем рынке. Глава правительства поручил руководителям соответствующих ведомств провести мониторинг и доложить о причинах возникшего в некоторых регионах дефицита. Одновременно с этим проверку нефтяных компаний начала Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ, а пресечь ценовой сговор производителей и продавцов топлива пообещала Генпрокуратура.

Тем не менее топливный кризис в России не сбавил темпов, а, напротив, продолжил набирать обороты. В конце апреля перебои с поставками бензина уже были отмечены в Москве. Представители нефтяных компаний объяснили топливный кризис стечением обстоятельств: совпадением резкого роста цен на сырую нефть с ростом акцизной нагрузки на литр бензина, поступающего потребителям. Однако глава Минфина Алексей Кудрин, в свою очередь, заявил, что внезапно возникший дефицит связан не с увеличением акцизов, а с недостаточно оперативным реагированием производителей на изменение мировых цен на нефть.

Так или иначе, для решения топливного кризиса правительству пришлось принять экстренные меры. В частности, было принято решение закрыть потребность в топливе за счет сокращения экспорта нефтепродуктов. Замминистра энергетики РФ Сергей Кудряшов 28 апреля анонсировал прекращение экспортных поставок в мае и пообещал, что власти не будут вводить госрегулирование цен на топливо по причине достаточных запасов нефтепродуктов.

Отметим, что решение о прекращении экспорта бензина независимые аналитики встретили с недоумением. Дело в том, что Россия экспортирует лишь 8% всего объема произведенных нефтепродуктов. Причем неразвитый нефтеперерабатывающий сектор вынуждает продавать за рубеж, в основном, сырую нефть, дизельное топливо и мазут.

В конечном счете Кабинет министров принял решение с 1 мая повысить экспортные пошлины на бензин до 90% от ставки пошлины на нефть (ранее ставка исчислялась, исходя из коэффициента 0,67 ). Таким образом, экспортная пошлина на светлые нефтепродукты, включая бензин, была повышена с $283,9 до $304 за тонну. Однако полностью выровнять сложившуюся кризисную ситуацию так и не удалось.

Новый этап противостояния российского правительства и топливных гигантов обозначился 5 мая, когда премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что в ситуации с нехваткой топлива виноваты нефтекомпании, сознательно поддерживающие "топливное голодание" для манипулирования ценами. По убеждению Путина, кризис вызвал отнюдь не дефицит нефтепродуктов на сырьевых биржах, а банальный сговор.

В ходе правительственного заседания Путин поручил вице-премьеру Игорю Сечину и ФАС продолжать мониторинг ситуации на топливном рынке и оперативно реагировать на возможные злоупотребления и нарушения в этом секторе экономики. "Если мы в течение мониторинга, который мы проводим... не увидим стабилизации, будем вводить дополнительные меры, в первую очередь для сырья", - пообещал в ответ замглавы правительства.

Однако, несмотря на все усилия властей обуздать рост цен на моторное топливо, топливный кризис не прекращается, а общественная реакция на него все больше напоминает массовую истерию. "Все психологически устойчивые люди, наверное, сначала проанализируют и попытаются понять, что происходит, а потом будут действовать, - сказал на этот счет Григорий Сергеенко. - А многие действуют чисто по интуиции, не задумываясь, что происходит и так далее: сказали, что дефицит, значит, надо хватать, а этим самым еще более ужесточается дефицит".

На днях глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина на днях заявила о том, что в правительстве не исключают переноса и на следующий месяц введенных с 1 мая повышенных экспортных пошлин на топливо. При этом министр оговорилась, что введение заградительных пошлин является временной мерой, а для регулирования рынка необходимы более системные меры - например, новая система налогообложения нефтяной отрасли.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей