"Золотую пальмовую ветвь" отдали "Древу жизни"

Главную награду 64-го Каннского кинофестиваля получил американский режиссер Терренс Малик. Гран-при жюри присудило сразу двум фильмам – "Однажды в Анатолии" и "Мальчик на велосипеде". Жан Дюжардан и Кирстен Данст отмечены за актерские работы


Диди Гарднер и Билл Полад. ФОТО: AP



На Лазурном Берегу в воскресенье вечером подвели итоги 64-го международного кинофестиваля в Каннах. "Золотую пальмовую ветвь" получил американский кинорежиссер Терренс Малик за фильм "Древо жизни". Комментируя этот выбор, председатель жюри Роберт Де Ниро отметил, что решение судейской коллегии не было "компромиссным вариантом": большинство судей сошлись во мнении, что "Древо жизни" – "потрясающий фильм".

Сам Терренс Малик, известный своей нелюдимостью, не пришел ни на церемонию награждения, ни на итоговую пресс-конференцию. На все вопросы вместо режиссера отвечал исполнитель главной роли в его картине – Брэд Питт, а "Золотую пальмовую ветвь" за него получили продюсеры фильма Диди Гарднер и Билл Полад.

Гран-при в этом году поделили между автором экзистенциального триллера "Однажды в Анатолии" турком Нури Бильге Джейланом и братьями Дарденнами, которые привезли в Канны социальную драму "Мальчик на велосипеде". "Оба фильма, получившие Гран-при, потрясли жюри, и мы решили, что они оба достойны приза", – прокомментировал решение судей один из членов жюри, французский режиссер Оливье Ассаяс.

Джейлан, как выяснилось, даже не надеялся на такой успех, передает РИА "Новости". "Честно говоря, я ничего такого не ожидал. Мой фильм – непростой, и он был показан в последний день. Я думал, что он утомит жюри и прессу, так что я удивлен и счастлив", – сказал турецкий режиссер. Он выразил надежду, что его награда обратит внимание кинематографического мира на других режиссеров из Турции, среди которых, по его словам, много достойных мастеров. Впрочем, Джейлан немного поскромничал: в 2002 г. он уже был удостоен каннской награды за киноленту "Отчуждение".

Братья Жан-Пьер и Люк Дарденны также не в первый раз получают призы в Каннах. Помимо сегодняшнего Гран-при за "Мальчика на велосипеде" – драмы о ребенке, которого отец сдал в детский дом, в их копилке две "Золотых пальмовых ветви" – за "Розетту" (2008) и "Дитя" (2005).

Специальный приз жюри получила француженка Майвенн Ле Беско за фильм "Полисс", снятый на основе реальных фактов. Картина рассказывает о работе полицейского отдела по борьбе с насилием в отношении детей и, по словам автора, отражает ее личные детские переживания. Выйдя на сцену за получением награды, Ле Беско от волнения начала задыхаться и едва смогла выступить перед публикой. Позднее на пресс-конференции она пояснила, что боялась, что забудет высказать кому-нибудь слова благодарности.

Награды за лучшую режиссуру удостоился датчанин Николас Виндинг Рефн за киноленту "Драйв". Фильм, ставший ремейком фантастического триллера Майкла Андерсена "Бегство Логана" ("Оскар" за спецэффекты в 1977 г.), рассказывает о каскадере, в свободное время подрабатывающем водителем у гангстеров. Изюминкой этой работы стало то, что не режиссер подбирал исполнителя главной роли, а напротив, канадский актер Райан Гослинг выбрал датского мастера для претворения в жизнь своего авторского проекта. "Я всегда хотел сыграть супергероя, но отдавал себе отчет в том, что этот жанр хорошо разработан, и нужен по-настоящему хороший режиссер, чтобы его экранизировать. Рефн оказался наилучшим выбором", – признался Гослинг. Сам Рефн, комментируя свою победу, пошутил, что Гослинг был "его прикрытием для каннского дебюта".

Приз за лучшую мужскую роль достался французу Жану Дюжардану, сыгравшему в "Артисте" Мишеля Хазанавичуса. Фильм рассказывает историю актера – звезды немого кино, неспособного адаптироваться к наступившей эре звуковых фильмов. Вплоть до последнего момента эта картина фигурировала во внеконкурсной программе.

Награду за лучшую женскую роль вручили Кирстен Данст, сыгравшей в фильме объявленного на фестивале персоной нон грата Ларса фон Триера "Меланхолия". Отметим, что два года назад награду в этой номинации получила Шарлотта Гейнсбур за исполнение главной роли в его же "Антихристе". Что касается самой "Меланхолии", один из членов судейской коллегии – француз Оливье Ассаяс – назвал ее "одним из лучших фильмов фон Триера".

Награды за лучший сценарий удостоен израильский режиссер Йозеф Седар. Его фильм "Примечание" – филологический триллер, повествующий об отце и сыне, которые соперничают за крупный приз в исследовании Торы.

Лучшим дебютом Каннского кинофестиваля признана картина "Акации" аргентинского режиссера Пабло Джорджелли, рассказывающая о путешествии дальнобойщика из Асунсьона в Буэнос-Айрес.

В конкурсе короткометражных фильмов жюри во главе с Мишелем Гондри присудило награду украинке Марине Врода за фильм "Кросс". Врода пообещала, что вся Украина будет отмечать ее премию исполнением национальных песен. Отметим, что "Кросс" заявлен в программе российского "Кинотавра", который пройдет в Сочи 4 – 11 июня.

Не осталось без награды и российское кинематографическое сообщество. Фильм Андрея Звягинцева "Елена" получил в Каннах приз жюри конкурсной программы "Особый взгляд". Изначально критики предполагали включение "Елены" в основную программу фестиваля, однако в итоге картина попала в "Особый взгляд".

Каннский фестиваль в этом году проходил с 11 по 22 мая. Жюри возглавлял Роберт Де Ниро. В основной конкурсной программе было заявлено 20 фильмов.

Выбор читателей