Медведев ни в чем не признался

Если Путин до парламентских выборов соберется баллотироваться в президенты, шансы "Правого дела" попасть в Думу минимальны. При этом преждевременная заявка на президентство Медведева может повредить Народному фронту


ФОТО: AP



Первая большая пресс-конференция Дмитрия Медведева разочаровала наблюдателей. От президента ожидали программных заявлений, которые бы дали старт предвыборной кампании-2012. Или, по крайней мере, адекватного политического ответа Владимиру Путину, который накануне инициировал создание широкой предвыборной коалиции Народный фронт под эгидой "Единой России". Этот шаг премьера был воспринят как фактический старт предвыборной гонки – пока парламентской, но вряд ли что-то помешает лидеру партии власти пролонгировать проект, если он окажется успешным.

Казалось, серьезность намерений подтверждал сам формат подобной конференции: до сих пор его эксплуатировал только Путин. Но ожидания не сбылись. Медведев не ответил ни прямо, ни косвенно на самый животрепещущий вопрос: собирается ли он баллотироваться на второй срок и готов ли открыто конкурировать с премьером. На наводящие вопросы были даны традиционно обтекаемые ответы – вроде того, что Медведев с Путиным скорее единомышленники, чем соперники. Не было заявлено инициатив, реализации которых Медведев мог бы посвятить второй срок своего президентства. (У Путина, выступавшего с отчетом перед Госдумой, горизонт планирования – до 2020 года). Наконец, отвечая на вопрос, на какие политические силы он опирался бы, если бы избирался на второй срок, Медведев напомнил: серьезных политических сил, если не брать в расчет маргинальные движения, в стране не так много. Придется ориентироваться на тех, кто его выдвигал на первый срок.

Это тоже мало что проясняющее заявление. В 2008 г. Медведев был поддержан "пулом" партий: "Единой Россией", "Справедливой Россией", Аграрной партией России и "Гражданской силой". Иных уж нет, а те далече: "Гражданская сила" – один из либеральных проектов Кремля – прекратила существование, Аграрная партия влилась в "Единую Россию", а "Справедливую Россию" аккурат в день пресс-конференции президента лишили основного политического ресурса. Лидер "эсеров" Сергей Миронов был смещен с поста спикера Совета Федерации, формально – третьего в государственной табели о рангах. В такой ситуации выдвижение будущего президента от имени "Справедливой России" выглядит совсем уж маловероятным.

То есть партийную поддержку Медведеву могут обеспечить только "Единая Россия" и "Правое дело" – если этот либеральный проект, в отличие от предшествующих, окажется успешным. На прошлой неделе очень кстати разрешилась интрига, связанная с кастингом различных высокопоставленных кандидатур на пост лидера правой партии. Назывались имена министра финансов Алексея Кудрина и вице-премьера Игоря Шувалова. Но в итоге "Правое дело" получил Михаил Прохоров. Сама партия пока находится в состоянии полуфабриката, а правый электорат в российской политике погоды не делает. Выдвижение и раскрутка президента – последнее, чего можно ждать от "Правого дела" в таких условиях. Реальная задача, которая в ближайшее время может быть поставлена перед правыми (если им удастся попасть в парламент), – защита и пропаганда правых идей с парламентской трибуны.

Кроме того, парламентская коалиция с правыми позволит "Единой России" избавиться от признаков шизофрении в словах и делах: активно используя левую риторику, правящая партия вынуждена реализовывать правую по существу политику (не случайно в правительстве нашлось такое количество кандидатов на роль лидера правых). Это можно было маскировать, пока высокая нефтяная рента обеспечивала рост социальных расходов. Но мировая конъюнктура и упорное нежелание российской экономики выходить из кризиса подталкивает власти к решительному выбору. Снижение популярности "Единой России" на мартовских выборах свидетельствует: делать этот выбор от имени правящей партии опасно.

В кулуарах власти практически не скрывают, что реинкарнация "Правого дела" и приход туда серьезных игроков инициированы Медведевым. Который на пресс-конференции заявил, что президент может и возглавить партию: "Большинство демократий развивается именно по такому сценарию. Просто мы в какой-то момент посчитали, что, если в России президент возглавит одну из партий, распадется тот консенсус, который был очень нужен нашей стране в определенный период. Но сейчас у нас политические силы сформированы, возникли разные представления о том, как нам создавать свою страну, как нам ее развивать, как нам ее улучшать, поэтому президент может возглавить одну из политических сил".

Совершенно очевидно, что это не повестка выборов-2012. Но к 2018 г. она может стать вполне реальной. Однако если Владимир Путин до парламентских выборов объявит о своем намерении баллотироваться в президенты, шансы "Правого дела" попасть в Думу резко сократятся. В свою очередь, преждевременная заявка на президентство Медведева может не лучшим образом сказаться на результатах Народного фронта. Таким образом, все, что мог сделать действующий президент в ходе пресс-конференции, – это подвести итоги первого срока. На большее не стоило и рассчитывать.

Выбор читателей