Медведеву намекнули, что Путин главнее

Получивший публичную выволочку от президента министр обороны недвусмысленно дал понять, кто в тандеме главный. Это не первый и наверняка не последний случай, когда руководители силовых ведомств устраивают подобные демонстрации


Анатолий Сердюков. ФОТО: ИТАР-ТАСС



На прошлой неделе президент Дмитрий Медведев в резкой форме потребовал от министра обороны Анатолия Сердюкова отчета по поводу сообщений о том, что в 2011 году оборонный заказ будет сорван. (С таким предупреждением выступил в "Коммерсанте" ведущий разработчик стратегических межконтинентальных баллистических ракет, конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов.)

Шестого июля Медведев поручил Сердюкову разобраться и в трехдневный срок доложить, соответствуют ли такие заявления действительности. Президент дал понять, что виноватым не поздоровится. "Мне хватило прошлого года", – прозрачно намекал он на показательную порку, которую устроил в связи со срывом прошлогоднего гособоронзаказа. Тогда по распоряжению Медведева виноватых наказали с пристрастием: в отставку отправили несколько гендиректоров и генконструкторов, вынесли дисциплинарные взыскания десятку руководителей оборонных предприятий, а в Минобороны лишились должностей несколько заместителей и помощников Сердюкова, отвечавших за вооружение.

Медведев, впрочем, не исключил, что ученый просто поднимает панику, и напомнил, что во время Великой Отечественной войны паникеров расстреливали. Правда, по случаю мирного времени разрешил Сердюкову ограничиться увольнением "паникера", если опасения последнего не подтвердятся. В противном случае, "нужны организационные выводы в отношении всех, кто отвечает за это в правительстве", - грозно предупредил глава государства.

Министр обороны ответил уже на следующий день, причем, через СМИ. В срыве гособоронзаказа виноваты предприятия ВПК, безбожно завышающие цену на свою продукцию, а за демаршем Соломонова стоит обида за снятие в 2009 г. с поста гендиректора МИТ после нескольких неудачных пусков "Булавы", заявил Сердюков 7 июля на пресс-конференции. Сообщения об увольнении Соломонова, что примечательно, не последовало.

Противоречия между Минобороны и предприятиями оборонной отрасли существуют не первый год, и конфликт вряд ли может быть решен при помощи увольнений – конечно, если президент не решит провести радикальную реформу в отрасли. (Кстати, такие попытки делались: еще в прошлом году президент своим указом передал Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств из ведения правительства в ведение Минобороны. Тогда же был отправлен на пенсию руководитель Рособоронпоставки Виктор Черкесов – его сменила Надежда Синикова, работавшая с Сердюковым еще в фискальных органах.)

Но в данном конкретном случае формат, в котором Сердюков давал пояснения, намного важнее того, что было сказано. Опытные царедворцы не злоупотребляют жанром публичных выступлений – уж по крайней мере до тех пор, пока поручение "разобраться и доложить" не выполнено, а доклад высочайше не одобрен.

Поэтому пресс-конференция Сердюкова – открытая демонстрация неуважения к главе государства. С особой отчетливостью она проявляется на фоне короткой реплики премьера Владимира Путина, прозвучавшей в промежутке между публичным разносом, устроенным Верховным главнокомандующим Сердюкову, и столь же публичной демонстрацией непочтительности со стороны последнего.

Нельзя допускать сбоев в финансировании гособоронзаказа, заявил Путин 6 июля на заседании правительства, формально поддержав ранее прозвучавшее выступление Медведева. Но попутно премьер дал понять: он обсудил вопрос с Сердюковым и необходимые решения уже найдены: "Мы с министром обороны говорили на этот счет. Работа проводится. Надеюсь, что совместно с предприятиями оборонной промышленности здесь работа будет выстроена должным образом".

В итоге, на устроенной на следующий день пресс-конференции Сердюков практически прямо дал понять: президент Медведев – "хромая утка". Руководитель Минобороны отчитывается прежде всего перед премьером и именно его мнение считает решающим.

Это не первый случай, когда руководители силовых ведомств устраивают подобные демонстрации – например, в феврале Владимир Путин первым узнал о том, что удалось раскрыть теракт в "Домодедово". (После этого Медведев, выслушав оптимистичный доклад руководителя ФСБ Александра Бортникова и главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина, отправил обоих "работать, а не пиариться"). И, похоже, по мере приближения к моменту, когда один из участников тандема все-таки должен будет сделать заявку на участие в выборах 2012 года, подобные вещи будут повторяться все чаще.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей