Европе противопоказано жить небогато

Глава МВФ Кристин Лагард призывает мировые правительства не увлекаться чрезмерным сокращением расходов. Это затормозит рост экономики и увеличит уровень безработицы


Кристин Лагард. ФОТО: AP



Лидеры Евросоюза не вняли советам Джорджа Сороса и отказались в ближайшее время выпускать единые облигации стран еврозоны. Такое решение приняли во вторник канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози. Единые облигации – не последнее средство, с долговыми проблемами можно справиться и другими способами, полагают они. В частности, вместо общих бондов предлагается установить общий для всего Евросоюза налог на финансовые операции. Его необходимость, по словам Меркель, совершенно очевидна. Кроме того, предполагается до лета 2012 г. законодательно закрепить меры по сокращению бюджетного дефицита и контролю над ним.

По мнению лидеров Германии и Франции, правила по сбалансированности бюджета и борьбе с дефицитом должны быть вписаны либо в конституцию стран еврозоны, либо приняты на другом юридическом уровне. Саркози пытается воодушевить коллег по валютному союзу личным примером, настаивая на внесении соответствующих изменений в конституцию Франции. После встречи с Меркель он заявил, что поручит премьер-министру Франсуа Фийону провести переговоры с представителями политических течений по этому вопросу. В 2010 г. бюджетный дефицит Франции достиг 7,1% от ВВП при уровне государственного долга в 82,3%. При этом французские власти обещают к 2013 г. сократить дефицит бюджета настолько, что он составит менее 3%.

Примечательно, что буквально пару дней назад бывший министр финансов Франции, а ныне глава МВФ Кристин Лагард на страницах The Financial Times призвала глав правительств воздержаться от чрезмерного урезания расходов. Увлечение экономией затормозит процесс восстановления мировой экономики и вызовет рост безработицы, пояснила она. При этом Лагард не отрицает необходимости консолидации бюджетов. Просто этот процесс должен быть постепенным, на среднесрочную перспективу, тогда как в краткосрочном периоде необходимо сосредоточиться на поддержке экономического роста и рынка рабочих мест.

Поддержка экономического роста в краткосрочной перспективе важна для надежности любого соглашения по консолидации, продолжает Лагард. В конце концов, кто поверит, что готовность к сокращениям сохранится в условиях продолжительной стагнации с высокой безработицей и социальной неудовлетворенностью? Очевидно, что на рынках сегодня царит смятение, растет неопределенность и падает уверенность во всей мировой экономике. Но не стоит поддаваться унынию, которое может привести к параличу. "Если политики смогут действовать смело и совместно определить приоритеты, то доверие может быть восстановлено и выздоровление продолжено", – заключает Лагард.

Причиной выступления директора МВФ послужили объявленные ранее планы Италии, правительство которой по требованию ЕЦБ приняло решение о резком сокращении бюджетных расходов – на €20 млрд в 2012 г. и еще €25,5 млрд в 2013 году. Разумеется, свою лепту внесли и США, где республиканцы выбили из Белого дома обязательства по сокращению расходов в обмен на повышение планки госдолга.

Беспокойство фонда относительно будущего мировой экономики более чем обосновано. Это лишний раз подтвердила свежая порция статистики из ЕС. ВВП еврозоны, по данным общеевропейского статистического агентства Евростат, во II квартале текущего года увеличился на 0,2% в квартальном исчислении, а в годовом – на 1,7%. Эти цифры оказались хуже прогнозов аналитиков, ожидавших чуть более ощутимого роста – на 0,3% в квартальном выражении и на 1,8% – в годовом. Но больше всего разочаровала ведущая экономика валютного содружества – германская. Согласно предварительным данным национального статистического бюро, она увеличилась всего на 0,1%, это наиболее низкий показатель роста с 2009 года. В годовом выражении ВВП увеличился на 2,8%. При этом ожидалось, что квартальный прирост составит 0,5%, а годовой – 3,2%.

Не удивительно, что в таких условиях Германия и слышать не желает о единых облигациях. Но предложенный Лагард выбор между ускоренным сокращением расходов и чуть более резвым ростом экономики кажется уже не столь очевидным.

Выбор читателей