Мятежники оценили вклад России по заслугам

Новое ливийское правительство помнит, что Москва поддержала свержение Каддафи, однако покупать оружие у РФ больше не будет. Да и остальные контракты, заключенные при прежнем режиме, Триполи намерен пересмотреть


ФОТО: AP



Россия поддержала революцию, свергнувшую Муаммара Каддафи, и новые власти Ливии оценят это. Однако оружие у Москвы Триполи покупать больше не будет, заявил лидер Переходного национального совета (ПНС) Мустафа Абдельджалиль.

"Хочу сказать, что Россия с самого начала поддержала нашу революцию, когда не использовала свое право вето в отношении резолюций Совбеза ООН 1970 и 1973. Мы очень ценим ее роль в плане предоставления этой помощи", - цитирует Абдельджалиля РИА "Новости".

При этом лидер ПНС отметил, что позднее признание Россией новых ливийских властей "не значит, что она была против революции". "У Российской Федерации будет своя роль в будущем нашей страны, исходя из поддержки, которую она оказала этой революции. Еще раз повторю: мы очень признательны России за то, что она не использовала свое право вето", - сказал Абдельджалиль.

Однако в дальнейшем Триполи не планирует закупать российское оружие, поскольку в будущем не будет в нем нуждаться, заявил он. Отметим, что при Муаммаре Каддафи Ливия была одним из крупнейших покупателей российских вооружений.

Глава ливийского правительства также сообщил, что все контракты, который были заключены Каддафи, новые власти тщательно перепроверят. "Мы уважаем все сделки, которые были заключены ранее со всеми государствами, но все они будут перепроверены, так как есть сделки, заключенные коррупционным путем", - сказал он.

Цены, по которым заключались многие сделки при прежнем режиме, "были сильно завышены", считает Абдельджалиль. "Итоги таких контрактов будут пересмотрены, но все же и к ним будет проявлено уважение", - отметил он, уточнив, что соглашения будет рассматривать специальная комиссия.

Напомним, 1 сентября Москва официально признала ПНС законной властью Ливии, выразив при этом надежду на соблюдение ранее заключенных контрактов с российскими компаниями. Ранее спецпредставитель президента России по Африке Михаил Маргелов говорил о том, что хоронить прежние контракты преждевременно. По его словам, еще в июне, когда военные действия между повстанцами и силами Каддафи шли с переменным успехом, представители оппозиции уверяли, что все договоры будут соблюдены. Он также напомнил, что на протяжении конфликта Россия поддерживала контакты с оппозицией в Бенгази и старательно пыталась играть роль миротворца.

России есть что терять в Ливии. При режиме Каддафи Москва заключила с Триполи целый ряд важных нефтяных и оружейных контрактов. Так, например, "Газпром нефть" планировала разрабатывать в Ливии месторождение Elephant и должна была приобрести половину доли итальянской ENI в этом проекте за $163 миллиона.

У "Татнефти" в Ливии есть лицензии на разработку четырех участков в районе Гадамес и Сирт общей площадью 18 тыс. кв. метров. Компания уже пробурила там разведочные скважины и добывала нефть - около 55 т в сутки. Теперь все эти планы и начинания оказались под большим вопросом.

Что касается российских оружейников, то они не уже не досчитались нескольких миллиардов долларов. Достаточно вспомнить, что правительство Каддафи заказало противокорабельные комплексы на €600 млн, а также учебные самолеты Як-130. Контракты эти до начала революции так и не были реализованы.

Эксперты, впрочем, отмечают, что отказ ливийских властей от российского оружия никак не скажется на прибыли российской оборонки, поскольку основные финансовые потери она понесла еще в начале года. "В практическом плане заявление нового правительства Ливии ничем для России не обернется. Это уже обернулось потерей контрактов на более чем на четыре миллиарда долларов. Эта сумма по тем контрактам, которые были заключены, и по тем, которые Каддафи намеревался заключить", - пояснил директор Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Игорь Коротченко.

В том, что именно такое решение примет ПНС, никто не сомневался, отметил эксперт. "Те, кто находится у власти в Триполи, - ставленники Запада, и они будут теперь ориентироваться, в основном, на закупку западных вооружений, как это произошло уже в Ираке", - сказал он отметив, что Россия потеряла ливийский рынок оружия. Теперь российское правительство должно помочь отечественным предприятиям, которые выполняли контракты с Ливией, чтобы восполнить финансовые потери, добавил Коротченко.

Выбор читателей