Самолету с "Локомотивом" не хватило скорости

Як-42 скорее ехал по полосе, чем разгонялся, утверждает сотрудник аэропорта "Туношна", работавший в день катастрофы. О причинах низкой мощности двигателей специалистам расскажут черные ящики


ФОТО: АР



Разбившийся в среду под Ярославлем самолет Як-42 не набрал необходимой скорости на взлетно-посадочной полосе, утверждает очевидец. "Я видел, как самолет выруливал на взлетную полосу, и обратил внимание, что самолет скорее ехал, чем разгонялся, чтобы взлететь. Нужной скорости он не набрал", - цитирует РИА "Новости" сотрудника ярославского аэропорта "Туношна", работавшего в день катастрофы.

Эту информацию уже подтвердил замглавы Минтранса РФ Валерий Окулов. "Да, действительно он не набрал нужную скорость и двигался не в той динамике, как обычно", - отметил Окулов, отвечая на вопросы журналистов.

Именно такую версию накануне выдвинули члены следственной комиссии, созданной для расследования обстоятельств трагедии, унесшей жизни 43 человек. "В качестве основной версии считается, что самолет не смог набрать достаточную скорость на ВПП и из-за технических неполадок. Произошел сбой в работе двух двигателей", - рассказал журналистам источник в комиссии.

Возможные неполадки могли быть вызваны некачественным ремонтом лайнера, предположил пилот Алексей Островский, который раньше летал на злополучном Як-42. По его словам, техники могли допустить ошибку, в результате чего стабилизатор самолета был неисправен. "Когда пилот отрабатывает на взлете стабилизатором на кабрирование, он уходит на пикирование. Обратные стороны! Какая бы тяга двигателя ни была, если ты будешь отрабатывать на пикирование, ты никуда никогда в жизни не улетишь", - рассказал летчик в интервью журналистам.

Впрочем, низкая скорость самолета может быть обусловлена не только техническими неполадками. Согласно предварительным данным расшифровки бортовых самописцев, все три двигателя Як-42 работали вплоть до момента столкновения с землей. А значит, причина катастрофы может крыться и в других обстоятельствах, о которых говорят члены следственной комиссии, в том числе - в человеческом факторе.

Следственная комиссия отмечает, что никто не проверял аэропортовые маяки и другое оборудование на взлетно-посадочной полосе. На это же указывает и бортмеханик Владимир Назаренко, более пяти лет проработавший на чартерных рейсах. Эксперт не исключил, что Як-42 разбился из-за плохого состояния взлетно-посадочной полосы в аэропорту.

Ранее специалисты предположили, что лайнер мог оторваться от земли слишком поздно из-за нарушений правил эксплуатации самолета и ошибок пилотов. "Причиной могла быть недостаточная тяга двигателей, - сказал эксперт в области безопасности полетов, заслуженный военный летчик РФ Андрей Гусев. - Пройдя "точку принятия решения", в которой еще можно прекратить разбег, пилот все же решил взлетать. Он, скорее всего, совершил типичную ошибку - "поддернул" лайнер, инстинктивно потянув штурвал на себя. При недостаточной тяге, едва взлетев, самолет тут же свалился на крыло".

Среди других возможных причин медленного разгона самолета Гусев указал невыпущенные закрылки или их несинхронную работу. Однако возможность "лейтенантской ошибки" опровергли данные черных ящиков. "Предварительная обработка зафиксированной параметрической информации позволяет определить, что перед взлетом самолета стабилизатор был установлен в положение 8,7 градуса на "кабрирование", и закрылки самолета были установлены во взлетное положение - 20 градусов", - сообщили сегодня специалисты МАК.

Недостаток мощности разгонных турбин мог быть вызван и некачественным топливом. Именно по этой причине ярославскому аэропорту "Туношна" запретили заправлять самолеты местным авиакеросином вплоть до установления причин катастрофы. Впрочем, "топливная" версия уже вызвала нарекания экспертов. "Если бы в баки залили левый дизель, Як-42 просто не начал бы работать или быстро бы перестал", - пояснил Владимир Назаренко.

Точные причины авиакатастрофы под Ярославлем, в которой погибли игроки хоккейного клуба "Локомотив", вероятнее всего, помогут раскрыть бортовые самописцы. В Межгосударственном авиационном комитете журналистам сообщили, что черные ящики разбившегося Як-42 записали аварийный полет, и расшифровка данных скоро позволит говорить о правдоподобности той или иной версии.

Так или иначе, после выяснения причин падения Як-42 следователи наверняка поставят вопрос о вине экипажа самолета. Причина в том, что, согласно летным правилам, в случае аварийной ситуации при взлете пилоты обязаны прекратить разгон и начать экстренное торможение.

Як-42, на котором летела в Минск на хоккейный матч ярославская команда "Локомотив", разбился под Ярославлем 7 сентября в 16:05 мск. Из находившихся на борту 37 пассажиров и восьми членов экипажа выжили только двое - бортинженер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Оба пострадавших доставлены в Москву, их состояние врачи оценивают как крайне тяжелое.

По факту крушения воздушного судна возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта"). Президент России Дмитрий Медведев пообещал, что расследование катастрофы будет публичным и открытым, и взял его под личный контроль.

Выбор читателей