Пентагон не хочет воевать в Иране

Леон Панетта заявил, что военный удар не заставит Тегеран отказаться от ядерной программы. И это не первый случай, когда американский генералитет пытается остановить военные авантюры, затеваемые гражданскими политиками


Иранские военнослужащие на параде в честь Дня армии. ФОТО: AP



События последнего года свидетельствуют о том, что в мире складывается система паритетного разделения ратного труда. Пока европейские страны разбирались с Ливией, Саудовская Аравия навела порядок в Бахрейне. Сегодня Турция и Лига арабских государств давят на Сирию. Америка практически в одиночестве разруливает ситуацию в Афганистане и, как пчелка, строит соты военной инфраструктуры в Средней Азии. Китай создает свое " жемчужное ожерелье" военных баз в Юго-Восточной Азии.

При таком положении дел удивительно, что на фоне многолетней истерики по поводу ядерных программ Ирана и периодических угроз со стороны США и Израиля, к которым в последнее время присоединились европейцы и монархии залива, против Тегерана никаких конкретных действий никто не предпринимает.

Пока все ограничивается нанесением виртуальных ударов. В ответ на недавние обвинения США и Саудовской Аравии в организации покушения на саудовского посла духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи заявил, что располагает документами, доказывающими причастность США к терроризму во всем ближневосточном регионе, и пообещал передать эти материалы в ООН. И все стихло, но ненадолго.

Очередной виток давления на Тегеран приключился в начале ноября. Поводом стали утечки из очередного доклада МАГАТЭ по ядерным программам Ирана. На этот раз дело не ограничилось воинственными заявлениями отставных политиков. О необходимости "остановить Иран" силой заговорили официальные лица, а в СМИ начали появляться сообщения, свидетельствующие о серьезности намерений НАТО и союзников Альянса в регионе.

Недавно командующий британскими Вооруженными силами генерал Дэвид Ричардс, известный призывами "интенсифицировать" бомбардировки Ливии, тайно посетил Израиль. Следом Великобритания официально запросила у Вашингтона разрешение на размещение своих истребителей и бомбардировщиков на острове Диего-Гарсия в Индийском океане.

Израиль провел испытания новой межконтинентальной баллистической ракеты "Иерихон 3", предназначенной для нанесения ядерного удара. Дальность действия – 7 тыс. километров. Затем в прессу попал фоторепортаж с совместных учений ВВС стран НАТО и Израиля, целью которых являлось "ознакомление израильских офицеров с военной тактикой Альянса". После этого израильский министр обороны Эхуд Барак совершил незапланированный блиц-визит в Лондон. Тем временем в Израиле объявили о проведении крупномасштабных противоракетных учений, а страны НАТО начали развертывание в Персидском заливе сил ВМФ Альянса.

Если верить британским СМИ, все эти действия связаны с подготовкой к военной атаке на Иран, руководство которой возьмут на себя США. Другой вопрос – как относятся к этим планам в Пентагоне и что думает по этому поводу президент Обама. В минувшее воскресенье, после закрытой встречи с лидерами России и Китая в Гонолулу, президент США выдал журналистам настолько витиеватые формулировки, что в СМИ начались разброд и шатания.

Одни полагают, что Обама, Медведев и Ху Цзиньтао обеспокоены тем, что Тегеран способен в течение нескольких ближайших лет создать ядерное оружие. Другие уверены, что "Обама не видит угрозы в ядерных программах Ирана" и считает "достаточным существующий режим санкций". Эксперты не исключают, что заявление было сделано под влиянием общения с Медведевым и Ху, но публика никогда не узнает, какие именно аргументы были предъявлены американскому президенту.

Впрочем, убедить удалось не всех. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху призвал международное сообщество "остановить Иран на его пути к созданию ядерного оружия", а президент Израиля Шимон Перес заявил, что "вероятность нанесения удара по Ирану растет". Беспокойство Израиля понятно. "Арабская весна" разрушила хрупкое равновесие в регионе. Отношения с Турцией испорчены, друг Мабарак под судом, к власти в Египте рвутся "Братья-мусульмане". В соседнем Ливане хозяйничает "Хезболла", из Газы постоянно беспокоит ХАМАС, а тут еще Иран с его обещанием сбросить Израиль в море.

Саудовская Аравия, Катар и другие монархии залива, обеспокоенные возможностью роста влияния Ирана в мусульманском мире, подталкивают Запад к окончательному решению иранского вопроса. Масла в огонь подливает и сам Иран. Фактически предав Сирию и приветствуя разгром сил Каддафи, он ни с того ни с сего начал призывать новые ливийские власти объединить усилия в борьбе против "главного шайтана". Впрочем, по многим вопросам две ветви иранской власти действуют как добрый и злой следователи, что, видимо, объясняется серьезным конфликтом в руководстве Ирана, где Высший совет аятолл и Совет стражей Конституции уже полгода методично травят президента Ахмадинежада.

Но определяющее влияние на развитие событий оказывают разногласия между американскими "ястребами" и Пентагоном. Через день после обнародования пресловутого доклада МАГАТЭ, когда нападки на Тегеран достигли пика, глава военного ведомства Леон Панетта заявил, что военный удар по Ирану приведет к "крайне серьезным последствиям для всего региона", но не заставит Тегеран отказаться от ядерной программы. То есть в Пентагоне воевать не хотят, и это не первый случай, когда американский генералитет пытается остановить военные авантюры, затеваемые гражданскими политиками.

В начале 2003 г., накануне вторжения в Ирак недовольство высшего американского командования планами Буша – Чейни регулярно становилось достоянием СМИ. Дело дошло до того, что глава Пентагона Дональд Рамсфелд был вынужден публично напомнить подчиненным об армейской дисциплине и необходимости хранить военную тайну. Тогда война все же началась. Зато в 2005 г., когда в администрации Буша стали открыто говорить об атаке на Иран, в журнале New Yorker появились скандальные разоблачения Сеймур Херша. Данные о том, на территории Ирана в рамках подготовки к военному вторжению действуют более 30 групп американского спецназа, слили журналисту сотрудники Пентагона.

Следующий бунт военных случился в 2007 году. Поводом стал секретный план Чейни, согласно которому после масштабной провокации против американских ВМФ в Персидском заливе планировалась атаковать Иран с использованием тактических атомных бомб. В ответ тогдашний шеф Пентагона Роберт Гейтс вступил в контакт с недовольными этими планами офицерами, и в декабре 2007 г. адмирал Майк Макконнелл опубликовал сводный доклад, в котором на основании данных полутора десятка главных разведывательных агентств США был сделан вывод об отсутствии у Ирана секретной ядерной программы. Таким образом, фактический ультиматум военных привел к тому, что подготовка к войне была свернута.

Год назад опасная игра на просторах Большого Ближнего Востока началась вновь. В марте Гейтс безуспешно предостерегал политиков от военных авантюр в Северной Африке. Через три месяца он ушел в отставку, и главой Пентагона стал бывший глава ЦРУ Леон Эдвард Панетта, но и он, как показали последние события, тоже не горит желанием атаковать Иран.

При таком раскладе ответственно прогнозировать тот или иной сценарий развития событий практически невозможно. Дважды, в 2005 и 2007 гг., военным удалось остановить планы Вашингтона, в 2003 г. война, несмотря на их сопротивление, началась, и сегодня очень многое зависит от того, как поведет себя президент Обама.

Выбор читателей