Самолету Садовничего было запрещено летать

Два Ан-72 компании Rolkan могли быть задержаны в любой стране. Сроки их эксплуатации истекли еще в 1999 году, и они летали по поддельным документам, подлинность которых никто не проверял


ФОТО: airwar.ru



Вокруг скандального приговора российскому пилоту Владимиру Садовничему и гражданину Эстонии Алексею Руденко развернулась информационная война. Хозяева самолетов, на которых они летали, жалуются на международных рейдеров, Москва пытается освободить летчиков, высылая из страны мигрантов из Таджикистана. Однако, как выяснили "Известия", Ан-72 могли быть задержаны не только в Таджикистане, но и в любой другой стране, поскольку международные авиационные власти объявили их в розыск еще в 2010 г. как запрещенные к эксплуатации.

Как ранее рассказал газете официальный представитель авиакомпании Rolkan Investmens Ltd Валерий Пфефер, его авиакомпании принадлежат три самолета Ан-72. "Два, которые были задержаны в Таджикистане, внесены в реестр Грузии, третий, который сейчас стоит в Кабуле, внесен в реестр воздушных судов Киргизии", - уточнил он.

Все три самолета авиакомпания сдавала Aerospace Consortium, а та передавала их еще одной компании - Khatlon FZE, руководителями которой являются гражданин Кыргызстана Олег Лысенко и гражданин России Олег Баранов. Khatlon FZE являлся посредником, который официально оформлял разрешения на пролет для Ан-72 в авиационных органах стран.

Эти самолеты, по словам Пфефера, хотели добыть для "дочки" Khatlon FZE компании Khatlon аir, через которую национальная гвардия Таджикистана сдает гражданским фирмам в аренду свои боевые вертолеты. Для этого была придумана следующая комбинация: Лысенко организовывает вылет из Кабула, после чего самолеты арестовываются в Таджикистане. А дальше начался торг: самолеты в обмен на свободу пилотов. С документацией же лайнеры, как уверяет Валерий Пфефер, было все в порядке.

Однако Олег Баранов, которого собственники арестованных самолетов обвиняют в афере, говорит, что в инцидентах виноваты сами владельцы Rolkan Investmens. "Самолеты летали без настоящих документов, оригиналы у них никто не спрашивал, а предоставляемую липу толком не проверяли. При этом владельцы компании в обслуживание самолетов денег не вкладывали. В июне 2008 г. двигатели должны были продлить ресурс на заводе-изготовителе, но владельцы не сделали этого", - рассказал он. Тогда ГП "Антонов" сообщило о нарушениях грузинским авиавластям. В госреестре Грузии самолеты оставили, но всего на два месяца. Однако Ан-72 летали по этим документам еще три года, утверждает Баранов.

В компании "Антонов" также подтвердили, что срок их эксплуатации Ан-72 истек еще в 1999 году. "Мы неоднократно связывались с их владельцами с предложением о переоборудовании в гражданский вариант Ан-72-100 и продлении сроков службы, но все предложения были проигнорированы. В 2010 году мы обратились в Государственную авиационную администрацию Украины с просьбой сообщить в IKAO (Международная организация гражданской авиации), что эти самолеты не поддерживают летную годность и их эксплуатировать запрещено", - сообщили в пресс-службе предприятия.

Когда информация о том, что самолеты отправляются в рейсы без сертификатов летной годности и регистрации, дошла до афганских властей, они дали команду на арест трех Ан-72, говорит Баранов. Узнав об этом, гендиректор Rolkan Cергей Полуянов приказал пилотам срочно улетать из Кабула. Двум самолетам, на которых летели Садовничий и Руденко, это удалось сделать.

Однако в Курган-Тюбе, где они вынужденны были сесть из-за нехватки топлива, экипажи обоих самолетов были задержаны. Они находились под домашним арестом в одной из гостиниц до 12 мая, затем были отпущены на свободу, а командирам 8 ноября суд назначил наказание в виде лишения свободы на 8,5 лет, признав их виновными в контрабанде, незаконном пересечении госграницы и нарушении правил международных полетов.

Сразу после этого стало известно, что экипажи были арестованы по запросу афганской стороны. Об этом сообщил сам генеральный прокурор Таджикистана Шерхон Салимзода. "Авиационные власти Афганистана не давали им разрешения на вылет из кабульского аэропорта и просили таджикскую сторону задержать их и арестовать самолеты в аэропорту города Курган-Тюбе, где они и приземлились, несмотря на запрет "Таджикаэронавигации", - заявил, в частности, генпрокурор.

Москва назвала приговор по делу летчиков "политически ангажированным" и, пообещав "асимметричный ответ", начала высылку из страны мигрантов из Таджикистана. По информации "Независимой газеты", в группы высылаемых попадают даже мигранты, чьи документы в порядке, а проверки и рейды уже не ограничиваются столицей. Как сообщил лидер Партии исламского возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири, задержания граждан Таджикистана происходят в Петербурге, и ходят слухи, что скоро начнутся в Сибири. По некоторым данным, ФМС готовится выслать из страны больше десяти тысяч таджикских граждан.

Когда же в России заговорили о возможности введения визового режима с Таджикистаном, прокуратура Хатлонской области сообщила, что направила протест на решение суда по делу летчиков, назвав приговор излишне суровым.

Кроме того, вчера Генеральная прокуратура Таджикистана опровергла сообщения о заведении уголовного дела против генерального директора Rolkan Investments Ltd Сергея Полуянова, которые 14 ноября появились в СМИ. Информацию о том, что Полуянов объявлен в международный розыск, прокуратура также назвала ложной, сообщило информационное агентство Таджикистана "Ховар".

"В связи с незаконным пересечением границы 12 мая 2011 года было возбуждено только одно уголовное дело, по которому были осуждены пилоты Владимир Садовничий и Алексей Руденко. Часть материала уголовного дела в отношении Полуянова месяц назад производством приостановлена", - говорится в заявлении прокуратуры.

Вчера в аэропорту Кабула был задержан еще один самолет Rolkan. Изначально сообщалось, что у Ан-74 также не оказалось документов для полета над афганской территорией. Однако позже Валерий Пфефер заявил, что отсутствие документов здесь ни при чем. Запрет на вылет, по его версии, связан с долгами фирмы Aerospace Consortium, которая арендовала транспортники и задолжала кабульскому аэропорту $2,5 миллиона. "Как только пилоты возвратятся на родину, мы будем судиться за наше имущество", - сообщил он Пфефер.

Выбор читателей