Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
ФОТО: AP |
В понедельник немецкий канцлер и французский президент провели очередную двустороннюю встречу, после которой заявили, что теперь у них есть единый план действий. Остается согласовать его с остальными 25 странами ЕС, что, вероятно, произойдет на саммите в пятницу. Сделать это будет нетрудно, поскольку члены Евросоюза (даже те, у которых ситуация в финансовой сфере отнюдь не критическая) уже "обработаны" по полной программе.
Во-первых, их пугают цифрами. Например, величиной европейских долгов: у Греции и Италии они превышают 120% ВВП. (В Японии, правда, госдолг зашкалил за 200% ВВП, но там кризиса почему-то нет.) Во-вторых, снижением рейтинга: S&P как раз объявило, что рейтинги всех стран еврозоны будут поставлены в список на пересмотр (разумеется, в сторону понижения). Наконец, в-третьих, многие авторитетные эксперты и видные политики (Нуриэль Рубини, Жак Аттали, Жак Делор, Дэвид Кэмерон) в последнее время изрекали самые мрачные прогнозы о судьбе евро и евроинтеграции: согласно некоторым из них, единая валюта Европы не доживет даже до Нового года.
Краски сгущал и сам Саркози: "что останется от Европы, если не будет евро? Ничего". Меркель более осторожна в выражениях, но и они сводятся к тому, что Европе предстоят чрезвычайно трудные времена.
Такая накачка общественного мнения необходима, чтобы план "Меркози" встретил как можно меньше сопротивления на предстоящем саммите. По глубокому убеждению Саркози, Франция и Германия должны стать гарантами стабильности в Евросоюзе, а для этого придется многое в нем изменить. "В нынешней экстремальной ситуации – а она действительно экстремальная, – мы должны вернуться к самому главному – к основам, – заявил недавно французский президент. – Именно поэтому Франция и Германия приводят доводы в пользу нового европейского договора. Европу нужно основать заново!" Еще он говорил о намерении учредить в Европе "реальную экономическую власть", и Меркель его, в принципе, поддержала, хотя – опять же – с меньшим пафосом: она хочет создать "европейский фискальный союз с жесткими правилами". Все его страны-участницы должны "взять за правило принимать бюджеты с нулевым дефицитом".
Что ж, попробуем еще раз "отфильтровать" пафос и разбавить излишне густые краски. Что конкретно предлагает "Меркози" Европе? Две вещи. Первое: ужесточение бюджетной дисциплины и наделение наднациональных органов ЕС правом карать страны-члены за ее нарушение. И второе: более широкое использование в ЕС механизмов принятия решений большинством голосов (исключающих ситуации, когда одна страна или меньшинство может заблокировать решение). Вот, собственно, и все. Причем даже по этим пунктам между Берлином и Парижем нет полного консенсуса. Германия ратует за полный наднациональный контроль в бюджетной сфере, а Франция хочет оставить собственно бюджетные вопросы в компетенции национальных правительств, наднациональным же поручить лишь следить за соблюдением установленных критериев бюджета.
Эти идеи вовсе не новы: они в точности воспроизводят изначальные условия создания еврозоны. Еще в 1992 г. Маастрихтский договор о создании ЕС установил строгие критерии для участия в будущем валютном союзе. Это 3-й "потолок" по дефициту бюджета и 60%-й по госдолгу, а также инфляция не более 3% в год. Затем, когда на рубеже веков валютный союз был реально создан, "маастрихтские критерии" были дополнены "Пактом стабильности" – документом, предусматривающим санкции к нарушителям этих самых критериев. Государства-нарушители бюджетной дисциплины должны были караться штрафами, исчисляемыми в процентах от ВВП, в пользу европейского бюджета.
Но этот механизм так никогда и не был приведен в действие. Дело в том, что как раз в те годы первым нарушителем "маастрихтских критериев" стала Германия, а наказать ее ни у кого не хватило решимости. Теперь ЕС пожинает плоды своей непоследовательности. Члены еврозоны легко позволяют себе "дыры" в казне и в 5%, и в 8% ВВП, а средний уровень их задолженности приближается к 90% ВВП. В этих условиях Берлин и Париж просто делают новую попытку установить принцип неотвратимости наказания недисциплинированных. Удастся ли на этот раз?
Это же касается и принципов голосования: за последние пару десятилетий было сломано немало копий в спорах о том, следует ли ЕС расширять практику принятия решений не консенсусом, как раньше, а большинством голосов стран-членов. Последнее подразумевает подчинение меньшинства стран воле большинства. Загвоздка в том, что это меньшинство – тоже суверенные государства, которых, по идее, нельзя так запросто подчинять чужой воле. Особенно если речь идет о вмешательстве в их бюджетный процесс и уж тем более – о наказании крупным штрафом. По идее, не захотят – не заплатят, они ведь суверенные! Однако Евросоюз постепенно "обгрызает" суверенитеты: все больше полномочий передается наднациональным органам. Делается это не всегда последовательно, иногда государства спохватываются и начинают тянуть свои полномочия обратно. Но сейчас ситуация уникальная: сильнейшие государства Европы сами предлагают усилить наднациональную власть ЕС, передав ей полномочия в бюджетной сфере. Собственно, валютный союз давно должен был ограничить их суверенитет в этой области. Но до сих пор не мог.
Таким образом, "Меркози" предлагает еврозоне проделать "работу над ошибками", точнее, сделать то, что не удалось десять лет назад. Однако и для такой не слишком ощутимой перестройки Евросоюза придется внести изменения в его основополагающие документы. Их огласят на саммите президент ЕС Херман Ван Ромпей и глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. Несмотря на предварительную "накачку" общественного мнения, есть вероятность, что не все страны поддержат эти инициативы. Например, Великобритания и Чехия наверняка будут против усиления наднациональной власти в финансовой сфере. На этот случай уже существует "план Б": страны, поддерживающие изменения, могут заключить отдельное межправительственное соглашение о новом "Пакте стабильности".
Вот тогда мы увидим "Европу разных скоростей", оформленную юридически. Кто-то из стран-членов останется на гребне интеграции, кто-то окажется на периферии. Последние, очевидно, не смогут участвовать в решении многих важных вопросов, касающихся развития Евросоюза. Хорошо это или плохо? Однозначно сказать трудно. С одной стороны, в финансовой сфере ЕС станет более стабильным, в еврозоне останутся лишь те, кто реально выполняет ее требования. С другой стороны, Евросоюз станет еще более аморфной и трудноуправляемой конструкцией (вы можете представить себе поезд, где вагоны движутся с разной скоростью?). И это особенно негативно скажется на его способности проводить единый курс во внешней политике. Международный авторитет ЕС определенно снизится.
Супруги предпочитали жить на широкую ногу
Стало известно, почему украинцы отказались от переговоров в Стамбуле