Хвост вильнул "Эхом Москвы"

Вторник был богат на новости, как бы сигнализирующие о попытках немножечко придушить СМИ. Неизвестные деятели, демонстрируя неуместное рвение, провоцируют действия, вымышленный шлейф которых оказывается гораздо важнее и опаснее их лежащих на поверхности последствий


ФОТО: РИА "Новости"



Досрочный роспуск совета директоров "Эха Москвы" и исключение из его состава главного редактора радиостанции Алексея Венедиктова и его первого заместителя Владимира Варфоломеева произвел эффект разорвавшейся бомбы. Кто-то сразу вспомнил о судьбе другого "уникального журналистского коллектива" и заговорил о об очередном наступлении на свободу СМИ. Другие принялись гадать, почему это началось именно сейчас, а не после выборов.

Это недоумение в полной мере разделил уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Он тоже был "крайне удивлен" тем, что решение было принято в разгар избирательной кампании, что, по его словам, спровоцирует "разговоры о зажиме свободы прессы". Опасения Лукина немедленно подтвердил Григорий Явлинский, заявивший, что "власти хотят превратить "Эхо Москвы" в эхо Первого канала".

Представители "Газпром-Медиа", владеющего 66% акций ЗАО "Эхо Москвы" и являющего инициатором вышеназванных решений, отвергают все эти инсинуации. Как пояснила начальник управления по развитию холдинга Ирина Зенкова, речь идет всего лишь о "внедрении в состав совета директоров бизнес-менеджеров, как того требует устав холдинга".

Смысл сказанного вполне понятен. Если раньше подобные истории объясняли "спорами хозяйствующих субъектов", то теперь пришло время соблюдения корпоративных стандартов и совершенствования системы управления. И, как и раньше, все это не имеет никакого отношения к информационной политике, потому что, как пояснил генеральный директор "Эха Москвы" Юрий Федутинов, "совет директоров – это орган управления, который не влияет на редакционную политику".

С последним утверждением никто спорить не станет. Совет директоров ЗАО "Эхо Москвы" не должен отвлекаться на такие пустяки, как содержание эфира. Он занимается стратегическим управлением компанией, и изменение его структурного и персонального состава как раз и нацелено на то, чтобы никто не мог помешать принятию правильных решений. Проблема, однако, в том, эти решения вполне могут существенно повлиять на редакционную политику.

Например, теперь гораздо проще уволить или пригрозить увольнением главному редактору "Эха", хотя он и является владельцем 18% ее акций. Все очень просто: если раньше "Газпром-медиа" представляли в совете директоров четыре человека, и для проталкивания подобного решения им пришлось бы преодолевать сопротивление трех представителей "Эха Москвы" и двух независимых директоров, то теперь у главного акционера будет пять голосов, что, кстати говоря, вполне соответствует весу их акций.

Судя по комментариям той же Ирины Зенковой, эти изменения планировали вынести на очередное общее собрание акционеров радиостанции летом, но в связи с "повышенным вниманием с разных сторон к радиостанции в последнее время холдинг счел целесообразным упорядочить применение корпоративных стандартов управления, не дожидаясь формальных сроков".

С точки зрения закона все, вроде бы, в порядке, но неприятное послевкусие все равно остается. Прежде всего потому, что действия "Газпром-Медиа", как справедливо заметил Владимир Лукин, могут крайне негативно сказаться на ходе избирательной кампании и нанести "серьезнейший удар по одному из кандидатов". И здесь возникает естественный вопрос – кому и зачем это понадобилось? Ответ можно поискать в откровениях генерального директора "Эха Москвы" Юрия Федутинова, назвавшего происходящее "неким символическим демаршем, который должен что-то обозначать на политическом небосклоне".

Тут очень кстати подоспели и другие новости, тоже как бы сигнализирующие о попытках немножечко придушить СМИ. Телеканал MTV снял с эфира программу "Госдеп с Ксенией Собчак". По словам самой телеведущей, это было связано с участием в очередной передаче Алексея Навального. Руководство канала категорически не согласно с такой трактовкой. По их версии, программу сняли с эфира "для уточнения формата программы и позиционирования канала". Звучит достаточно изысканно, но неубедительно и даже не смешно.

Этого показалось мало, и в тот же день произошел еще один вброс, слишком похожий на откровенную провокацию: якобы, компания RU-CENTER, занимающаяся регистрацией доменов, внесла изменения в свой регламент, наделив себя правом закрывать – без решения суда, только по подозрению в совершении правонарушения – любые сайты в зоне RU. Столь беспрецедентное решение объясняется тем, что "ряд недобросовестных пользователей зарегистрировали домены, явно предназначенные для размещения противоправного контента".

Здесь налицо перекличка между словосочетанием "явно предназначенные" и приснопамятными "заведомо ложными измышлениями", по обвинению в которых в советское время отправлялись лагеря издатели "Хроники текущих событий" и другие деятели самиздата. В общем, как говорится, нарочно не придумаешь. Но ведь придумали. Другой вопрос – кто и зачем?

Чем вообще является наезд на "Это Москвы" и другие аналогичные новости минувшего вторника – злостной провокацией или следствием административного восторга на почве головокружения от успехов? Первым звоночком, предвещающим торжество новой стилистики, или элементарной глупостью только что вылупившейся генерации "политических держиморд"? Никакой ясности на этот счет нет.

Пока ясно только одно: некие кукловоды, демонстрируя неуместное рвение, провоцируют действия, вымышленный шлейф которых оказывается гораздо важнее и опаснее их лежащих на поверхности последствий.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей