Ключом к бессмертию станут черви

Британские ученые выяснили, что некоторые виды планарий потенциально способны продлевать свою жизнь. Правда, необходимый фермент выделяет только их бесполая разновидность

Британские ученые исследуют плоских червей, чтобы подарить человечеству бессмертие. Планарии обладают такой уникальной способностью к регенерации, что могут преодолеть процесс старения.

В исследовании, опубликованном в понедельник в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, говорится, что планарии могут постоянно поддерживать длину теломер в ДНК. Одна из наиболее популярных гипотез старения живых организмов говорит о том, что причиной этого процесса является укорачивание концевых участков клеточных хромосом – теломер. Когда они совсем исчезают, клетка погибает. Именно теломеры определяют количество делений клетки в течение жизни, отвечают за сохранение генома и защиту хромосом от действия негативных факторов.

"Теперь нам предстоит выяснить, как животные могут достигать бессмертия", – сообщил Азиз Абубакер, возглавляющий исследование в университете Ноттингема. Планарии уже давно привлекли внимание ученых благодаря своим экстраординарным способностям к регенерации. На этот раз команда биологов изучила два вида этих червей – размножающихся половым путем и простым делением.

Оба типа способны восстанавливать мышцы, кожу, внутренности и даже нервные окончания снова и снова. Но преимущество бесполых червей в том, что они могут возобновлять запасы ключевого фермента, который потенциально способен сделать их бессмертными.

Исследования, которые принесли авторам Нобелевскую премию по медицине в 2009 г., показали, что активность теломер зависит от фермента теломеразы. В большинстве организмов, размножающихся половым путем, он особенно активно выделяется на ранних стадиях развития. Абубакер же обнаружил, что количество этого фермента в теле бесполых планарий резко возрастает во время регенерации.

Дуглас Келл, исполнительный директор Научно-исследовательского совета биотехнологии и биологических наук, назвал результаты нового исследования "захватывающими". Они вносят существенный вклад в наше фундаментальное понимание некоторых процессов, связанных со старением, добавил он.