Россия отмучается в роковом августе

Долгое и мучительное вступление в ВТО формально еще не завершилось, но назад пути уже нет. Счастливый момент Москва оттягивала как могла: документы о ратификации были переданы в секретариат организации в самый последний день


ФОТО: AP



Это событие еще не произошло, но ждать осталось совсем недолго. Особенно если учесть, что ждали его примерно с 1995 года. Его сторонники, как и противники в глубине души не сомневались, что рано или поздно оно произойдет – все мы там будем: в ВТО. Только первые надеялись, что это произойдет раньше, а вторые – что позже. Впрочем, это не мешало им продолжать дискуссию о том, надо ли вообще туда вступать. А годы шли.

Но вот, в конце прошлой осени прорвало: одно за другим стали приходить известия о скором завершении нашей эпопеи – в варианте, удовлетворявшем сторонников вступления. Рабочая группа – 60 стран, хотевших от России торговых уступок, – завершила свою работу. Был подготовлен итоговый доклад, содержащий все условия вступления. Но это была еще не победа: доклад нуждался в утверждении всеми странами-членами. Теоретически кто-то (в первую очередь, Грузия) мог сказать "нет". Однако 16 декабря на министерской сессии ВТО доклад был утвержден. Протокол о вступлении был торжественно подписан главой ВТО Паскалем Лами и министром экономического развития РФ Эльвирой Набиуллиной.

Тогда впервые появились комментарии типа: Россия наконец-то стала членом ВТО. Хотя она еще отнюдь не стала! Подписанное соглашение нуждалось в ратификации – подтверждении, что Россия в качестве государства-члена ВТО принимает на себя все обязательства по Марракешскому соглашению об учреждении этой организации. На это стране-кандидату дается 220 дней.

И тут опять пошли сомнения и дискуссии: а может быть, не ратифицировать кота в мешке? Ведь Минэкономразвития так и не представило аутентичный перевод итогового доклада на суд общественности. А может, вообще оставить затею с ВТО как вредную и заняться строительством Евразийского союза?

Даже в МЭР признают, что России будет нелегко. Прямые потери федерального бюджета от снижения импортных пошлин после вступления могут составить в 2013 г. 188 млрд руб., а в 2014 г. – 257 миллиардов. Что уж говорить об отдельных отраслях, которым придется конкурировать с импортом в условиях ослабленной тарифной и дотационной защиты (речь, в первую очередь, об автопроме, авиапроме, сельском хозяйстве). Впрочем, что касается казны, чиновники-экономисты надеются на ее наполнение за счет роста торговли и налогооблагаемой базы, а также за счет роста собираемости пониженных пошлин. Ну, а отрасли как-нибудь сами выкарабкаются.

В общем, интрига сохранялась до последнего. Лишь 10 июля закон "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." был принят Госдумой; 18 июля он был утвержден Советом Федерации. Этому предшествовало одобрение Протокола Конституционным судом РФ. Президент, выдержав еще трехдневную паузу, подписал закон 21 июля. Это, кстати, была уже суббота; а понедельник, 23 июля был последним днем, когда Россия могла уведомить ВТО о завершении процесса ратификации.

В понедельник во второй половине дня МИД РФ благополучно направил в Секретариат ВТО ноту, в которой сообщалось о ратификации Протокола. В общем, Россия вскочила на подножку последнего вагона уходящего поезда. Возможно, этот изящный и нервирующий маневр был очередной демонстрацией того, что она не торопилась и не торопится в ВТО.

И все-таки Россия по-прежнему не является членом организации! Почему? Да потому, что согласно правилам организации, с момента подачи ноты о ратификации должно пройти 30 дней, и лишь после этого страна считается вступившей. Так что ждем 23 августа – именно тогда можно будет смело заявить, что 19-летняя эпопея завершилась. Время покажет, кто был в большей степени прав – сторонники или противники вступления. Однако одно несомненно: с той поры все наши экономические невзгоды и провалы можно будет смело объяснять издержками членства в этой организации.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей