Почему Путин заступился за Pussy Riot

Понятно, почему процесс гонят с такой скоростью: каждый день этого театра абсурда наносит огромный репутационный ущерб РПЦ


Надежда Толоконникова (справа). ФОТО: AP



Президент России Владимир Путин считает, что Pussy Riot не следует так уж строго судить, хотя и осуждает исполнительниц "панк-молебна". Об этом глава государства заявил, находясь в Лондоне. В Великобритании перед российским лидером за участниц Pussy Riot заступались все, кому не лень – от экс министров иностранных дел Малкольма Рифкинда и Дэвида Милибэнда до Стинга и Стивена Фрая. И, похоже, демонстрация милосердия была рассчитана именно на западную аудиторию: буквально несколько дней назад вопрос про "пусей" Путину задали на Селигере, однако тогда он просто ушел от ответа .

Как бы то ни было, вчерашнее заявление пришлось как никогда вовремя: в Москве уже который день продолжается театр абсурда под названием "суд над Pussy Riot". Если вспомнить, что именно после резкой реакции российского лидера на Pussy спустили всех собак (поначалу девушек просто выставили из храма и даже не стали задерживать), то следует предположить: новый сигнал будет принят к исполнению с тем же энтузиазмом. Возможно наказание, которое грозит участницам "панк-молебна", не будет столь строгим.

До сих пор весь ход судебного процесса заставлял подозревать обратное. Поражает жесткость обвинения: выходка Pussy – это, конечно же, хулиганство. Однако на экстремизм (а их обвиняют в разжигании религиозной ненависти – от двух до семи лет лишения свободы) ну никак не тянет. Зрелище шагающих под конвоем и в наручниках хрупких девушек, явно не представляющих собой общественной опасности, заставляет сомневаться в реальности происходящего. Охранниц для конвоя как будто специально подбирали в пиар-агентстве: откормленные тетки с двойными подбородками – участницы Pussy Riot на их фоне выглядят особенно хрупкими. Для пущей суровости в составе конвоя присутствует служебная собака. Обычно она мирно дремлет во время процесса, но вчера чуть не покусала гособвинителя – определенно, знак свыше.

Судья Марина Сырова задала такой темп, что девушки начали жаловаться на пытки: судить их начинают в десять утра и заканчивают около десяти вечера. Если вспомнить, что протокол доставки конвоируемых включает еще и пребывание в "отстойниках" СИЗО (клетки метр на метр, где арестанты иногда часами ждут конвоя), то не трудно подсчитать: такой режим практически не оставляет девушками времени на сон, не говоря уже о подготовке к процессу. Он также не оставляет им шансов нормально питаться: в суде они получают только сухпаек, а есть в СИЗО просто не успевают. На жалобы судья не реагирует: "из СИЗО поступила справка, что вы соматически здоровы", отрезает она.

В то, что действия Pussy Riot на самом деле разжигают религиозную ненависть, похоже, не верит никто, включая прокурора. Правоведы утверждают, что наиболее близкое отношение к вменяемому "пусям" преступлению имеет ст. 75-1 Уголовного уложения от 22 марта 1903 г. Российской империи. Первый раздел этой статьи звучит так: "Виновный в крике, шуме или ином бесчинстве, препятствующем отправлению общественного христианского богослужения или учиненном в церкви, часовне или христианском молитвенном доме, наказывается арестом не свыше трех месяцев". А если бесчинство "учинено толпой", то виновный наказывается "заключением в тюрьме на срок не ниже шести месяцев".

Но в УК РФ такой статьи нет, поэтому следователям пришлись изворачиваться. Теперь изворачиваться приходится суду. Г-жа Сырова откровенно пренебрегает протоколом, игнорируя ходатайства подсудимых и их защиты (по закону она обязана их рассматривать, но судья каждый раз обрывает подсудимых, заявляя, что сейчас "не время". Просьбы адвокатов назвать статью УПК, которая отводила бы для этой процедуры какое-то специальное время, судья тоже игнорирует). Возмущенные вопли адвокатов обрываются репликами "вы мне мешаете". Подсудимых упрекают в том, что они улыбаются: "Вам весело? Вы же утверждали, что находитесь в предобморочном состоянии!" - восклицает Сырова.

Всерьез воспринимать то, что происходит в зале, просто невозможно. Получивший тяжелую моральную травму при виде "бесовских плясок" охранник храма Христа Спасителя (между прочим, бывший "афганец") жалуется, что из-за полученного шока теперь не в состоянии работать в храме. Сборщица пожертвований после акции Pussy Riot стала ошибаться при подсчете денег. Михаил Кузнецов и Сергей Штин, защищающие интересы пострадавших от действий Pussy Riot верят, что девушки, исполнившие "панк-молебен", на самом деле агенты всемирной организации экстремистов, идущей войной на Русскую православную церковь.

Первый же свидетель обвинения, как выяснилось, видел панкт-молебен только в Интернете. На самом деле он собирался провести с феминистками беседу, но дальше следователя ему продвинуться не удалось. Зато следователь был очень любезен: завербовал в свидетели и даже звал в телепередачу. Свидетель твердо убежден, что девушки на самом деле поклонницы сатаны и не зря забрались на алтарь: они стремились исполнить пророчество Писания, в котором сказано: с приходом антихиста свято место пусто наречется. Судья отводит почти все вопросы к свидетелю – он не был в храме и не может давать показания о происходившем там. "Тогда о чем его спрашивать?" - разводит руками адвокат Марк Фейгин.

Еще в начале процесса подсудимые принесли извинения верующим, чьи чувства они оскорбили своей выходкой. Периодически они интересуются у пострадавших – приняты ли их извинения. Православные прощать не хотят: один советует сходить на исповедь, второй объясняет, что каяться надо не с улыбкой, а "слезно".

Становится понятно, почему процесс гонят с такой скоростью: каждый день подобного "театра" наносит огромный репутационный ущерб РПЦ. Далеко не все верующие способны понять и принять процесс, выходящий за рамки юридической логики. Примат веры над законом остался в средневековье, и тот факт, что для защиты чувств верующих требуется пренебречь нормами права, способен оттолкнуть многих. По данным социологов "Левада-центра", 43% россиян считают грозящее Pussy Riot наказание чрезмерным (в марте таких было 35%). Чем шире транслируется идущий в Хамовническом суде процесс, тем больше люди сомневаются в его резонности. И если участницам Pussy Riot будет вынесен чрезмерно жесткий приговор, то виноватой в этом окажется РПЦ, многократно осуждавшая их выходку. Ну, и действующий президент, поскольку призыв к Богородице содержал просьбу о его уходе.

Судя по всему, это, наконец, поняли.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей