Взрывы в небе: все подробности об уральском метеорите

Метеорит со скоростью 30 километров в секунду пронесся над Уралом и рухнул в озеро Чебаркуль. Пострадали более 1000 человек, обломками повреждено здание завода, чиновники просят людей уйти с работы и забрать детей из школ

ФОТО: YouTube
ВСЕ ФОТО

Сегодняшнее падение обломков метеорита на Урале стало главным событием не только в России, но и в мире: происшествие в Челябинской области возглавило мировые тренды Twitter. Не удивительно: как говорят в МЧС, это первый подобный случай в истории современной России.

Надо отдать должное властям региона - они сумели не допустить паники. Для этого, кстати, не включались сирены оповещения. Тем не менее, несмотря на умиротворяющие заявления чиновников, пострадали сотни людей. К слову, ряд этих заявлений прозвучал парадоксально: все хорошо, нет причин для паники, но идите с работы по домам и заберите детей из школ.

Хроника событий

В 09:23 по местному времени (07:23 мск) в Челябинской области упали обломки метеорита, развалившегося на части при входе в атмосферу. Обломки падали в нескольких местах, один из них, довольно крупный, разрушил часть здания цинкового завода в Саткинском районе. Во многих домах выбиты стекла, в Челябинске повреждены 3 тыс. зданий.

Губернатор Челябинской области Михаил Юревич призвал жителей региона к спокойствию. "Пожарные, МЧС и полиция приведены в полную боевую готовность. Призываю жителей не паниковать, ситуация сейчас штатная, справимся с ней за пару дней", - подчеркнул он.

Ударная волна, прокатившаяся по Челябинской области, травмировала более 1000 человек, из них более 200 детей. Михаил Юревич заявил, что две трети пострадавших имеют совсем легкие травмы от осколков. Вместе с тем, сто десять человек госпитализированы, двое из них находятся в реанимации.

Около 20 тысяч спасателей на Урале были приведены в режим повышенной готовности, шесть самолетов обследовали местность, сообщили в МЧС. "Приборы космического мониторинга зафиксировали вспышки в нижних слоях атмосферы, это метеоритный дождь", - сказала замначальника управления информации МЧС России Елена Смирных.

Взрывы в небе: очевидцы рассказали о метеоритном ударе
Челябинский метеорит назвали предвестником астероида
Спецслужбы предсказали падение нового метеорита

"В 09:20 в небе над городом был замечен объект. Через две минуты произошло три хлопка. Ударная волна коснулась Челябинска и ближайших территорий. В первый час у оперативных служб не было никакой информации. Это происшествие - первое в истории России. Сирены не были включены специально, так как это могло вызвать панику", - цитирует Челябинск.ру и.о. начальника ГУ МЧС России по Челябинской области Юрия Буренко.

В свою очередь, Росгидромет, комментируя события на Урале, использовал формулировку "НЛО": "С 07:00 до 08:00 мск наблюдался светящийся шлейф от пролета неопознанных летательных объектов (НЛО) со стороны Ханты-Мансийского автономного округа. В 07:15 мск 15 февраля над аэродромом Челябинска наблюдались множественные воздушные взрывы, сопровождавшиеся резким химическим запахом".

Сети сотовой связи работали с перебоями из-за повышенной нагрузки: люди в панике звонят друзьям и родственникам. Работа транспорта, в том числе и авиационного, нарушена не была. "Системы энергетики, системы сотовой связи работают устойчиво. Радиационный фон в норме. Дальнейшее падение осколков метеорита не ожидается", - официально заявили в МЧС.

Однако, представитель ведомства Игорь Солохов попросил граждан без надобности не пользоваться мобильной связью, чтобы не перегружать сети операторов. "В случае обнаружения обломков следует не приближаться к ним, а сообщить о находке по телефонам "01", "112" или по телефону доверия МЧС России +7(499)449-99-99", - говорится в сообщении МЧС.

На челябинском радиозаводе "Полет" от выбитых взрывной волной стекол из окон пострадали 35 человек. "Связь не работала, даже "скорую" нельзя было вызвать, и мы самостоятельно отвезли пострадавших в больницу, там им зашили раны", - цитирует слова заместителя гендиректора предприятия Леонида Орлова челябинский сайт 74.ru. Представитель завода уверен, что предприятию нанесен ущерб на сумму от 90 до 100 млн рублей.

В 12:00 мск стало известно, что метеорит упал в озеро рядом с городом Чебаркуль, в 80 км от Челябинска. Сообщение об этом было опубликовано на сайте губернатора Челябинской области. На льду, покрывающем озеро, на расстоянии 1,5 км от берега обнаружена полынья диаметром 8 метров. Ученые считают, что именно сюда упал крупный обломок. Еще одно место падения обломка обнаружено в районе села Куваши под Златоустом. Все места падения оцеплены, ведутся работы по поиску частей метеорита.

"Летело со стороны Казахстана"

Очевидцы рассказывают, что произошла яркая вспышка и взрывной волной выбило в зданиях стекла. Согласно некоторым сообщениям, в воздухе пахло порохом. Другие свидетели происшествия приняли метеорит за космический корабль.

"Мы выбежали все на улицу смотреть, видели пролетевший объект и очень мощный дымный след от объекта. Летело со стороны Казахстана, поэтому мы предположили, что это космический корабль. Мы посмотрели и вошли в офис. И где-то через три минуты последовал очень сильный взрыв, у нас выбило все, что только можно было. В соседних домах вылетели все окна", - рассказал Александр из Южноуральска.

"В сумерках вспышка света, вышли на улицу, на небе след белый и темный, зашли - и тут грохот, что-то попадало. Думали, что самолет упал", - отметила Evgenia Evgenia. "Яркая вспышка, потом минут через несколько звуковая волна, заложило уши. Все бросились на улицу. В разных районах повыбивало окна", - добавила блогер Olga Kozlova.

Информация о падении объекта поступила и из Казахстана. Жители Костаная, административного центра на севере страны, наблюдали вспышку от метеорита и его падение. "Я видела пламя в середине неба. Это был большой огненный шар с дымовым шлейфом, потом он куда-то упал. Это продолжалось всего несколько секунд. Наш рабочий кабинет озарился красным светом", - сообщила жительница города Алсу Сахова.

По словам очевидцев, в 07:30 мск два объекта упали в Мартукском и Каргалинском районах Актюбинской области, на западе Казахстана. На место событий направлены сотрудники службы пожаротушения, центра медицины катастроф, санитарной службы, оперативно-спасательный отряд. Представитель пресс-службы департамента по ЧС по Актюбинской области Казахстана Айгерим Наурызбаева заявила, что объекты пока не найдены, поиски продолжаются.

Ученые назвали метеорит предвестником астероида

Версию о том, что на Урале упал метеорит, подтвердили в Роскосмосе. "По предварительной оценке, это космический объект нетехногенного происхождения и квалифицируется как метеорит, двигавшийся со скоростью около 30 километров в секунду по низкой траектории", - говорится в сообщении ведомства.

Вхождение метеоритов в атмосферу - явление случайное, его трудно предсказать, уверены в Роскосмосе. Это объясняется особенными траекториями движения метеоритов. Вход в атмосферу небесного тела стал неожиданностью не только для ученых, но и для военных.

Мнения ученых об упавших на Урале обломках метеорита разделились. Сегодня астероид очень близко пройдет от Земли, он же может идти не один, с ним может идти много мелких частиц, которые могли быть притянуты и выпасть где угодно. Эти частицы могли идти как впереди астероида, так и после него", - заявила завотделом небесной механики и астрометрии Томского государственного университета, профессор Татьяна Бордовицина.

"Сомнительно, что обломки упавшего метеорита имеют какое-либо отношение к тому астероиду, который еще должен пролететь сегодня, они могли конечно лететь в относительной близости, но это не его часть. Это абсолютно независимые объекты", - пояснил корреспонденту "Yтра" директор "Центра планетарной защиты" Земли от астероидов Анатолий Зайцев.

Что падало на Россию

Двадцать пятого сентября 2002 г. на территории Иркутской области упал болид, это сопровождалось свечением и сильным хлопком. В месте падения метеорита на территории 60 кв. км был повален лес.

В феврале 1947 г. в уссурийской тайге на территории Приморского края упали обломки железного метеорита, который был назван Сихотэ-Алинским.

Самым знаменитым метеоритом, упавшим на территории страны, был Тунгусский. Падение этого объекта в 1908 г. вызвало взрыв, который оценивается в 40 - 50 мгт, что сравнимо с взрывом водородной бомбы.

Обсудить на Facebook