Медведева лишают гордости

Проблемы у "Сколково" начались сразу после возвращения Путина в Кремль. А та настойчивость, с которой СКР сейчас развивает информационную атаку на наукоград, заставляет искать в этом деле скрытые смыслы


Фото из архива ИТАР-ТАСС



У наукограда " Сколково" снова возникли проблемы со следствием. Следственный комитет (СКР) сообщил, что проверяет факты нецелевого расходования фондом "Сколково" 3,5 млрд рублей. Следователям кажется подозрительным тот факт, что средства были размещены на депозитах Меткомбанка, аффилированного с президентом фонда Виктором Вексельбергом.

Это очень странная новость. Решение о возбуждении уголовного дела не принято, и спикер СКР Владимир Маркин ссылается на оперативную информацию, полученную от ФСБ. С какого перепугу г-н Маркин начал делиться непроверенной информацией – не понятно, хотя как раз информации тут практически нет. Основная часть сообщения СКР сводится к повторению уже известного всем факта: СКР возбудил дело против бывшего главы департамента финансов фонда "Сколково" Кирилла Луговцева, который, по версии следствия, незаконно истратил 24 млн рублей.

Об этом стало известно еще 12 февраля. В тот же день, впрочем, Вексельберг заявил: нарушения выявили при внутренней проверке и приняли соответствующие меры – средства, о хищении которых сообщалось, возвращены в фонд еще в прошлом году.

Настойчивость, с которой СКР развивает информационную атаку на "Сколково", заставляет искать в этом деле подоплеку. Громкое дело о крышевании подмосковными прокурорами игорного бизнеса чуть было не закончилось отставкой генпрокурора Юрия Чайки, а дело "Оборонсервиса" привело к отставке министра обороны Анатолия Сердюкова. Вряд ли нужно кому-то напоминать, что "Сколково" – один из самых амбициозных государственных проектов бывшего президента Дмитрия Медведева, флагман российской модернизации и инкубатор будущих инноваций. Федеральные ассигнования в Сколково за шесть лет должны составить 85 млрд рублей.

Проблемы у наукограда начались сразу после возвращения Путина в Кремль. Глава государства призвал развивать и остальные российские наукограды и даже наложил вето на поправки в закон о "Сколково" – дабы его авторы смогли учесть потребности других инноградов. Следующий удар по статусу главного символа российской модернизации Путин нанес, когда объявил об отказе от идеи провести на площадке "Сколково" саммит G8 в 2014 году, а ведь это считалось уже делом решенным. А после настойчивых намеков СКР на процветающее в Сколково воровство этот самый статус должен опуститься, что называется, ниже плинтуса: тут важно даже не наличие правонарушения, а сам факт пристального интереса правоохранительных органов к предприятию. Он сигнализирует всем, кто понимает тайный язык бюрократии: наукоград более не располагает политическим иммунитетом, способным обеспечить процветание предприятия. Чем бы там ни занимались учредители – инновациями или распилом бюджетных ассигнований.

Даже – хуже: теперь "Сколково" превратилось в чрезвычайно удобную мишень для противников Медведева, который в последние месяцы находится под сильным давлением. Под удар попадает не только сам премьер, но и система его связей с бизнесом. Частные партнеры "Сколково" оказываются перед очень непростым выбором: либо они остаются с Медведевым и несут все сопутствующие риски, либо выходят из игры.

В этом, судя по всему, и заключается суть мессиджа, который пытается донести до заинтересованного читателя генерал Маркин. Намек более чем прозрачен, если вспомнить, что претензии силовиков к фонду "Сколково" странным образом совпали с появлением проблем у других бизнесменов, имеющих отношение к премьер-министру. Так, после обструкции со стороны Путина вынужден был покинуть посты вице-президента Олимпийского комитета и председателя совета директоров госкомпании "Курорты Северного Кавказа" бизнесмен Ахмед Билалов, близкий вице-премьеру Аркадию Дворковичу – а ведь тот считается правой рукой Медведева.

Недавно следователи побывали также в здании московского офиса "Русала". Формально одну из дочек компании Олега Дерипаски подозревают в неуплате налогов. По неофициальной версии, Дерипаска оказался втянут в "энергетическую войну" – конфликт между Аркадием Дворковичем и главой "Роснефти" Игорем Сечиным, которые возглавляют параллельные "центры силы", конкурирующие в борьбе за энергетические активы. Очень похоже на то, что этот конфликт и является основной движущей силой заварушки, в центре которой оказался фонд "Сколково" – флагман российской модернизации и колыбель будущих инноваций.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей