У спутника Юпитера оказались неправильные вулканы

Центр вулканической активности на Ио расположен не там, где он должен был быть, согласно прежним расчетам. Это заставило ученых вновь задуматься о причинах аномального вулканизма на этом спутнике

Кадр из видео

Как выяснили американские астрономы, со знаменитыми вулканами на спутнике Юпитера Ио что-то не так. Они находятся в "неправильном" месте - не там, где должен быть центр вулканической активности.

Согласно господствующей теории, вулканическая активность на Ио вызвана мощным действием Юпитера - приливные силы до такой степени разогревают недра спутника, что они буквально начинают выливаться наружу (приливы на Земле, как известно, вызваны гравитационным воздействием Луны - с Ио и Юпитером обратная ситуация, кроме того, Юпитер в несколько раз массивнее Земли).

Планетологи из университета Мэриленда, изучая вулканы Ио, обратили внимание на несоответствие этой теории имеющимся данным. Они изучили карту вулканической активности на этом спутнике, составленную геофизической службой США в марте 2012 года. Согласно этой карте, был найден "эпицентр" вулканической активности - но он оказался очень далеко (50-60 градусов) от центра, вычисленного по прежним моделям.

Получается, что вычисленный теоретически центр вулканической активности на Ио не совпадает с реальным. Это означает, что приливные силы являются по крайней мере не единственной причиной вулканизма на спутнике. Возможно, что другая причина - это огромный внутренний океан магмы, находящийся под поверхностью Ио. Существует ли он на самом деле, покажут дальнейшие исследования.

"Неожиданное смещение местонахождения вулканов к востоку показывает, что в наших знаниях об Ио чего-то не хватает. Можно сказать, что это самый главный полученный результат. Наше понимание того, как работает приливной нагрев и как он связан с поверхностным вулканизмом, несовершенно. Объяснение того, почему существует такое отклонение и другие статистические тенденции, обнаруженные нами, остается открытым, но я думаю, что нам удалось поставить множество новых вопросов, и это хорошо", - цитирует сайт NASA Кристофера Гамильтона, исследователя из университета Мэриленда.

Напомним, Ио - один из четырех галилеевых спутников Юпитера (открытых Галилео Галилеем), известна своей вулканической активностью. Это единственное место в Солнечной системе, кроме Земли, где есть извергающие магму вулканы. Некоторые из них выбрасывают фонтаны лавы на высоту до 400 километров. Из-за такой невероятной вулканической активности поверхность Ио полностью меняется каждый миллион лет.