Египет перестанет быть туристическим

Чиновники переложили ответственность за российских туристов на плечи бизнеса. Туристические компании ждут внушительные убытки, а для мелких и средних фирм не исключено банкротство


Фото: AP



Всплеск насилия в Египте для российского туристического рынка может обернуться банкротством мелких операторов. Крупные, конечно, переживут, но и их ждут внушительные убытки. За этот год на египетском направлении российские компании могут потерять до €100 млн, в то время как в 2011 г. эта сумма составляла около €150 млн, сообщила в четверг в эфире радиостанции "Вести ФМ" исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

"В принципе, это направление достаточно структурировано. Но для мелких и средних операторов, которые на нем работали, удар серьезнейший", – оценила она события последних дней и напомнила, что аналогичная ситуация наблюдалась в 2011 г.: тогда небольшие компании перестали работать с Египтом, а крупные операторы серьезно сократили количество путевок.

С другой стороны, два года назад революция в Египте стала неожиданностью для всех и случилась в разгар зимнего сезона; сейчас летний сезон подходит к концу, а Египет тлеет уже второй месяц. Практически весь июль наблюдалось падение спроса на направление, которое в итоге достигло порядка 25 – 30%. Небольшое восстановление наметилось буквально за неделю до бойни в Каире, случившейся в среду. Очевидно, что теперь желающих поехать в охваченную беспорядками страну вновь заметно поубавится. Агентства, по данным информационной туристической службы БАНКО, сигнализируют о многочисленных отказах от туров. Однако массового бегства с курортов тех, кто уже успел туда уехать, пока не наблюдается. По оценкам экспертов, сейчас в Египте находятся 40 – 45 тысяч туристов.

К подобному развитию ситуации основные игроки рынка наверняка были готовы. По крайней мере, в начале июля, когда обычно начинается подготовка зимнего сезона, многие из них занимали выжидательную позицию и не торопились заключать контракты с отелями и перевозчиками. Некоторые операторы уже открыли продажу зимних туров, но, скорее всего, договоры с партнерами составлялись с максимально возможной осторожностью и с учетом всех потенциальных рисков. Кроме того, крупнейшие компании имеют в Египте собственные принимающие офисы и выгодные условия сотрудничества с отелями. Сами отели с учетом сложившейся ситуации в большинстве своем вряд ли захотят терять важных партнеров и согласятся вернуть как минимум часть проплаченных операторами средств. Так что особо громких банкротств по итогам египетских событий ожидать не стоит. Хотя убытки, безусловно, будут немалые, и в минус по итогам летнего сезона, похоже, уйдут все. Вопрос лишь в том, насколько глубоко.

Между тем российские власти традиционно делают крайними туристические компании, забывая об их контрагентах и уж тем более о себе. В четверг МИР РФ и следом Роспотребнадзор объявили Египет направлением, опасным для посещения. Неутомимый господин Онищенко попенял на недостаточную социальную ответственность туроператоров, не желающих возвращать деньги отказникам, но при этом сам ограничился призывом к туристам воздержаться от поездок в охваченную беспорядками страну – прямого запрета на продажу туров в Египет его ведомство не ввело. Чуть позднее состоялось совещание в Ростуризме, на котором присутствовали представители МИД, МЧС и крупных туроператоров. Его итогом также стала рекомендация: туристам – воздержаться от поездок в Египет до нормализации обстановки, туроператорам – приостановить продажу путевок и постепенно сократить перевозку.

Заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский после совещания отметил, что в данной ситуации ответственность должна быть возложена не только на туроператоров, а частично распределена между государством и перевозчиками. Однако в итоговом документе, размещенном на сайте ведомства, о государстве и перевозчиках не сказано ни слова. Зато содержится напоминание о том, что в сложившихся обстоятельствах российские туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта. При расторжении договора до начала путешествия туристу возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала – ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

При этом о масштабной эвакуации речи пока не идет. Для подобного мероприятия необходима санкция президента. И расходы, кстати, тогда лягут на государство, а не на бизнес. Пока же чиновники в очередной раз ловко сняли с себя заботу о согражданах.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей