Небо над Москвой захватили унылые китайцы

МАКС-2013 поставил, по крайней мере, два рекорда – по количеству посетителей и обширности летной программы. С новинками же дело обстояло значительно хуже. Новых во всех отношениях разработок было единицы



ВСЕ ФОТО



В минувшее воскресенье в подмосковном Жуковском завершил работу XI Международный авиационно-космический салон МАКС-2013. Еще перед началом салона его организаторы обещали, что мероприятие этого года станет уникальным и побьет прежние рекорды как по количеству посетителей, так и по обширности и качеству летной программы. И здесь они, похоже, не обманули.

Как заявил в первый день авиасалона заместитель директора МАКС Владимир Советкин, организаторы ожидали, что в дни массового посещения (пятница, суббота, воскресенье) гостями салона станут, по меньшей мере, 300 тысяч человек. И это при том, что на последнем Ле-Бурже, это число едва превысило 100 тысяч. Реальность превзошла даже эти смелые ожидания. Только в субботу – пиковый день посещения, на МАКСе, по официальным данным, побывало более 165 тысяч человек.

Ошибка в прогнозах обернулась рядом довольно неприятных моментов. Когда в субботу из-за проливного дождя посетители в массовом порядке поспешили покинуть салон, им пришлось столкнуться с непреодолимым препятствием в виде недостатка автобусов, курсирующих между МАКСом и железнодорожной платформой "Отдых" и перехватывающей парковкой в "Быково". В итоге многим посетителям выставки пришлось добираться до места отправки в Москву пешком и под проливным дождем. К счастью, все обошлось без серьезных происшествий. На следующий день количество автобусов было увеличено.

Авиационно-космический салон МАКС всегда чрезвычайно популярен у москвичей и жителей других близлежащих регионов. На этот раз повышенный интерес к выставке был обусловлен особо широкой летной программой. В ходе МАКСа-2013 в воздухе и на стендах было представлено много того, что раньше тщательно скрывалось от глаз широкой публики.


Весьма интересной новинкой оказался тяжелый истребитель поколения 4++ Су-35С. Машина обладает уникальными боевыми возможностями и способна поражать цели в воздухе, на земле и на море. Су-35С оборудован радиолокационной системой управления "Ирбис", позволяющей обнаруживать объекты на расстоянии до 400 километров.

Основным элементом летной программы стали групповые полеты истребителей пятого поколения Т-50. Данную машину трудно назвать новинкой, но при этом ранее она демонстрировалась в единственном экземпляре и без исполнения пилотажных номеров. На сей раз на салоне был продемонстрирован проход уже "тройки" Т-50, после чего летчик-испытатель герой РФ Сергей Богдан продемонстрировал программу высшего пилотажа.


Поистине сенсацией стало выступление на МАКС-2013 пилотажной группы "1-е августа" ВВС Китая, названной так в честь даты создания народно-освободительной армии КНР. Китайцы выступили на пяти высокоскоростных истребителях четвертого поколения собственного производства J-10. Самолет выполнен по аэродинамической схеме "утка" с треугольным среднерасположенным крылом и оснащен российским двигателем.

До последнего времени увидеть китайские боевые самолеты в небе над Россией было невозможно. Появление их на МАКС-2013 может свидетельствовать не только о стремлении китайских ВВС продемонстрировать искусство своих пилотов на крупнейшем мировом авиационном форуме, но и об определенных политических предпочтениях руководства РФ и КНР.

Впрочем, надо признать, что воздушная программа, продемонстрированная китайскими летчиками, не вызвала у зрителей особого всплеска эмоций. Стиль и манера исполнения китайцами летной программы заметно отличались от того, как это делают знакомые посетителям МАКСа российские, европейские и американские пилотажные группы. Несмотря на наличие в программе интересных и довольно сложных элементов, большинству посетителей она вполне могла показаться незрелищной и даже скучной.

Вернуть зрителей в состояние интриги и азарта помогло выступление французских ВВС на истребителе "Рафаль", а также российские "Стрижи" и "Русские витязи". Неплохую летную программу продемонстрировали другие дебютанты МАКСа – летчики Швейцарской Конфедерации на самолете F/A-18 Макдоннел-Дуглас ("Хорнет").

Уже во второй раз участие в летной программе салона принял самый большой пассажирский самолет в мире – А-380. Тяжелая двухпалубная туша "Аэробуса" довольно резво нарезала виражи под низким покровом облаков над летным полем Жуковского.

Особенностью МАКСа-2013 стала и обширная вертолетная программа. Основная часть винтокрылых машин была представлена "Вертолетами России", поднявшими в небо практически все актуальные на сегодняшний день вертолеты: Ка-52, Ми-26Т, Ми-8АМТШ, Ми-35М, Ми-17В-5, Ка-32.

С грандиозной программой выступила и пилотажная группа российских ВВС "Беркуты", летающая на ударных вертолетах Ми-28Н. Особенностью "Беркутов" является исполнение фигур высшей и средней степени сложности как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости на предельно малой высоте.

Многое, что было представлено на МАКСе-2013 в качестве новинок на самом деле назвать таковыми достаточно сложно, так как большинство из них было разработано достаточно давно, но до последнего времени держалось в секрете. Другим поводом отнесения в разряд новинок можно считать модернизацию или переработку под новые цели и условия (преимущественно экспортные) уже имеющихся образцов, преподносимых впоследствии как новые.

Это относится, прежде всего, к самолету Ил-476 (Ил-76МД-90А). Единственным его отличием от базового Ил-76 является полная компьютеризация системы управления.

К числу "новинок" в области средств ПВО был отнесен и зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) С-350Е "Витязь", производства и разработки ОАО "Алмаз-Антей". ЗРК, размещенный на четырехосном самоходном шасси, может одновременно вести огонь сразу по 16 целям (самолеты, крылатые ракеты) 32 ракетами. Однако дальность поражения этих ракет составляет всего 60 км, а высота от 10 м до 30 км. Тогда как дальность поражения целей ракетами С-300 составляет до 300 километров.

В качестве новинки в космической области "Роскосмосом" был представлен образец пилотируемого транспортного корабля многоразового использования. Предполагается, что этот корабль будет способен нести нагрузку из 6 космонавтов и 500 кг полезного груза. Не исключается, что он может быть использован, в том числе, и для доставки людей на Луну.

Это далеко не все интересные образцы воздушной, ракетной и космической техники, представленной на МАКСе-2013. Общее же количество экспонатов измеряется тысячами.

Сожаление вызывает лишь то, что из всего представленного на салоне новинками в истинном понимании этого слова назвать можно едва ли не единицы экспонатов.


Обсудить на Facebook

## Фото: Ольга Соколова #0 Китайцы на МАКС-2013 #1 Китайцы в воздухе #2 Китайцы в воздухе #3 Китайцы в воздухе #4 Китайцы в воздухе #5 Китайцы на земле #6 Истребитель пятого поколения Т-50 #7 Истребитель пятого поколения Т-50 #8 Истребитель пятого поколения Т-50. Проход тройкой #9 МАКС-2013 Высший пилотаж #10 МАКС-2013 Высший пилотаж #11 МАКС-2013 Высший пилотаж #12 А-380 #13 Русские витязи #14 Русские витязи. Это не авария... #15 МАКС-2013 #16 МАКС-2013 #17 МАКС-2013 #18 МАКС-2013 #19 Братушки! #20 МАКС-2013 #21 МАКС-2013 #22 Ту-144 стал надежным укрытием от дождя #23 МАКС-2013 #24 Комплекс ПВО С-350 #25 МАКС-2013 #26 МАКС-2013

Выбор читателей