У России отбирают Арктику

Освоение Северного морского пути иностранцами обещает России не только прибыль, но и большую головную боль в будущем


Северный морской путь. Архивное фото ИТАР-ТАСС



Арктика вновь находится в фокусе внимания крупнейших мировых держав. По мнению многих экспертов, уже в самое ближайшее время она может стать местом ожесточенных межгосударственных конфликтов. Все это не может не волновать Россию, располагающую одним из самых протяженных арктических побережий. Пока она старается придерживаться позиции, предполагающей, что оснований для пересмотра арктического статус-кво не существует и делить здесь совершенно нечего.

Как заявил вчера в ходе конференции по развитию континентального шельфа RAO/CIS Offshore 2013 посол по особым поручениям МИД РФ, представитель России в Арктическом совете Антон Васильев, информация о конкуренции держав в Арктике, обсуждаемая в СМИ, не имеет под собой оснований, так как более 90% природных ресурсов Арктики находится в территориальных водах соответствующих стран и "делить уже нечего".

Между тем с постулатом о том, что Арктика поделена раз и навсегда согласны далеко не все. Не так давно о своем желании войти в Арктический совет в качестве стран-наблюдателей заявили Сингапур, Китай и Индия.

В настоящее время в состав Арктического совета входят восемь государств: США, Канада, Норвегия, Швеция, Россия, Дания, Финляндия и Исландия. Еще несколько стран являются наблюдателями. Совет был создан по инициативе Финляндии в 1996 г. для защиты окружающей среды и развития Арктики.

Интерес к Арктике на данном этапе связан, прежде всего, с транспортными возможностями. В настоящий момент представители России и других стран внимательно следят за плаванием сухогруза Yong Sheng, принадлежащего контролируемой китайскими властями компании Cosco и следующего под флагом Гонконга по Северному морскому пути через Берингов пролив и пролив Вилькицкого. Маршрут судна пролегает вдоль российской береговой линии.

Yong Sheng – первый крупный контейнеровоз, следующий из Китая в Европу не через Суэцкий канал, а по Севморпути. Его протяженность составляет порядка 15 тыс. км, что почти на треть короче пути через Суэц.

Если еще совсем недавно Севморпуть считался исключительно российской вотчиной, то сегодня он активно осваивается иностранными компаниями. Пальму первенства держит Китай, заявивший о планах освоения бывших полярных владений СССР.

Россия, со своей стороны, намерена наращивать иностранный трафик вдоль своего арктического побережья. Если в 2010 г. по Севморпути прошло лишь четыре иностранных судна, то в 2011-м их было уже 34, а в 2012-м – 46. В нынешнем году по этому маршруту планируется пропустить около 400 иностранных судов.

Однако, по мнению ряда российских политиков, освоение российской Арктики иностранцами может не ограничиться одним лишь северным транспортным коридором. По-прежнему велика вероятность, что в скором будущем ее природные богатства станут предметом международных споров. Как пугал в декабре 2012 г. вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, если Россия не сумеет защитить свои экономические интересы в Арктике, то уже к середине этого века она может прекратить существование как независимое государство.

По словам Рогозина, еще в 2008 г., когда он работал постоянным представителем РФ при НАТО, тема Арктики звучала практически на каждом мероприятии Североатлантического альянса. "Под это подводилась большая научная подложка, обосновывались некие умозаключения относительно того, что климат меняется настолько быстро, что вот-вот растают льды, а значит, Северный морской путь станет абсолютно свободным для мореходства", – рассказывал Рогозин. По мнению вице-премьера, это означает, что НАТО будет обязано направить туда свои корабли – якобы для обеспечения гражданского судоходства.

Однако трудно поверить в то, что стремление иностранных государств к российским арктическим богатствам способно привести к силовому противостоянию. Вряд ли кому-то придет в голову вступать в военный конфликт с ядерным государством из-за того, что гораздо проще купить у него же с гораздо меньшими затратами. Но это вовсе не означает, что Россия не рискует потерять свои преимущества в части транспортного освоения Арктики, равно как и контроль за открывающимся морским коридором.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей