Бирюлевский погром поставил Кремль перед выбором

Граждане делают вывод: погромы – это эффективно. Можно безрезультатно писать десятки петиций и обивать в поисках справедливости пороги многих контор. Но стоит один раз выйти на улицу – и вот он, результат


Беспорядки в Бирюлеве. Фото: ИТАР-ТАСС



К концу прошлой недели арестовали троих фигурантов уголовного дела о хулиганстве, возбужденного после погромов в московском районе Западное Бирюлево, один человек задержан. Примерно 70 из 380 участников массовых беспорядков оштрафованы, остальных отпустили после "профилактических бесед" - таковы предварительные итоги расследования уголовного дела, возбужденного по следам бирюлевских событий.

Выглядит скорее как поощрение, особенно если вспомнить, что буквально в течение недели власти выполнили практически все требования участников выступлений: убийцу Егора Щербакова стремительно нашли , злополучную овощебазу столь же стремительно закрыли, руководители местного ОВД и ФМС были скоропостижно уволены.

Особенно впечатляюще все это выглядит, если сравнивать с "болотным делом" (по делу о массовых беспорядках 6 мая проходят 28 человек, двое осуждены, еще 12 – на скамье подсудимых) или итогами расследования событий на Манежной площади в 2010 г. (девять человек получили сроки от пяти до двух лет лишения свободы – правда, наказаны в основном были не нацболы, а активисты-оппозиционеры из "Другой России" или "Стратегии-31"). В последних двух случаях людям предъявлялись (и предъявляются) обвинения по статьям, гораздо более весомым, чем хулиганство: им инкриминируют призывы к массовым беспорядкам, возбуждение ненависти или вражды, применение насилия в отношении представителя власти.

А в Бирюлеве, значит, никакой ненависти и вражды – так, вышли люди чисто размяться: разнесли торговый центр, настучали нескольким омоновцам по шлемам и перевернули несколько машин.

Разумеется, окончательные выводы делать пока вряд ли стоит: и "манежное", и "болотное" дела раскручивались не за неделю, пока еще следователи просмотрят все отснятое видео, сверят картинку со своими делами учета и сделают выводы... А к обвинению в хулиганстве, понятное дело, в любой момент могут присоединить статьи о применении насилия в отношении представителей власти и об участии в массовых беспорядках – именно таков набор обвинений выдвинут против большинства фигурантов "болотного дела".

Однако граждане делают свои выводы прямо сейчас. И заключаются эти выводы в следующем: погромы, оказывается, это эффективно. Можно совершенно безрезультатно писать десятки петиций, ходить на приемы к десяткам начальников и обивать в поисках справедливости пороги многих контор. Но стоит один раз выйти на улицу – и вот он, результат.

Еще люди начинают понимать, что заранее предупреждать власть о намерении выйти на улицу не стоит: всякие там свободы шествий и митингов – это не для нас, все равно не согласуют или подставу какую-нибудь сообразят. Действовать нужно неожиданно и быстро – тогда у толпы есть шанс успеть собраться и хорошо выступить.

Наконец, есть еще один вывод, который напрашивается по итогам всей этой истории: лучше воевать с таджиками и узбеками, чем с правящей бюрократией. Можно закрыть овощебазу, на которой трудятся нелегальные мигранты, можно даже "уволить" полицейских, крышевавших все это безобразие. Но невозможно добиться пересчета голосов по итогам выборов или уволить "волшебника" Чурова. Потому что таджиков и узбеков перевезут на противоположную окраину Москвы, полицейские устроятся на работу в соседнем районе, а вот хозяин Кремля у нас один и его власть практически священна. Любые нападки на нее квалифицируются как святотатство, за которое можно "двушечку" получить, даже не доводя дело до мордобоя.

Но, получив конфликт в Бирюлеве после показательных "манежного" и "болотного" дел, власть оказалась перед сложным выбором. С одной стороны, это не было, в строгом смысле слова, выступлением против бюрократии – доведенные до отчаяния засильем нелегалов граждане отправились громить овощебазу. Такие сигналы не следует игнорировать – хотя бы для того, чтобы завтра граждане не отправились громить что посерьезней. С другой стороны, любая демонстрация успешности подобных выступлений – это гвоздь в гроб действующего режима. Потому что рано или поздно до населения дойдет: при общении с властью только язык силы может быть услышан. Не успели улечься страсти в Бирюлеве, как полиции пришлось оперативно гасить выступления националистов в районе станции метро "Пражская"; а накануне в Санкт-Петербурге подростки успели закидать камнями и дымовыми шашками торговый комплекс "Апраксин двор", где торгуют выходцы из республик Северного Кавказа.

Это означает, что совсем уж замять дело о массовых беспорядках в Бирюлеве будет политически нецелесообразно. Власти придется действовать дифференцированно: показательно привлечь к ответственности нескольких погромщиков, но при этом не вызвать раздражения у населения слишком активным применением репрессий. Раздраженных, похоже, и так уже слишком много.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей