Россия живет в грязи по колено

Площадь российских свалок сопоставима с территорией Нидерландов или Швейцарии. Вот уже несколько лет в стране пытаются принять федеральный закон о переработке мусора, но пока безрезультатно


Фото: ИТАР-ТАСС



Согласно опубликованным накануне данным Счетной палаты, в России насчитывается 1092 мусорных полигона, около 15 тыс. санкционированных и порядка 17 тыс. несанкционированных свалок и около 13 тыс. несанкционированных мест размещения отходов. В общей сложности они занимают 4 млн гектаров. Это сопоставимо с территорий Нидерландов (4,15 млн га) и Швейцарии (4,12 млн га), заметно превосходит территории Молдавии (3,4 млн га) и Бельгии (3,3 млн га), вдвое больше Израиля (2,2 млн га) и Словении (2,0 млн га), и в четыре с лишним раза превышает площадь Кипра (0,9 млн гектаров).

Общий объем отходов сейчас составляет порядка 90 млрд т и ежегодно увеличивается примерно на 5 млрд тонн. Львиная доля мусора (91%) образуется при добыче полезных ископаемых, еще 4,3% приходится на металлургию, 1,5% – на производство и распределение электроэнергии, газа и воды, 0,3% – на строительство, 0,6% – на химическое производство, 2,3% – на остальные отходы, включая твердые бытовые.

Одну из основных причин сложившейся ситуации аудиторы видят в несовершенстве законодательной базы. "Действующие нормативы оплаты за размещение отходов и административные штрафы не чувствительны для нарушителей и не стимулируют предприятия-загрязнители внедрять малоотходные и ресурсосберегающие технологии", говорится в сообщении ведомства. Вот уже несколько лет в России пытаются принять специальный федеральный закон о переработке мусора, но пока безрезультатно. Отсутствует и единая концепция управления, которая включала бы современную индустрию по переработке отходов и координацию полномочий на всех уровнях государственного управления.

Сейчас полномочия в сфере управления отходами распределены между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти не в полном объеме. Сбор и удаление бытовых отходов находится в ведении городских округов и сельских поселений. Они же обладают полномочиями по утилизации отходов (сюда входит организация полигонов и предприятий по их переработке). А вот полномочия по проектированию и строительству объектов размещения отходов, а также объектов их использования и обезвреживания, ранее относившиеся к полномочиям субъектов РФ, сейчас ни за кем не закреплены.

Отдельная проблема – организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов. Раздельный сбор мусора и его сортировка практически не осуществляются, современная мусороперерабатывающая отрасль не создана. Кстати, принято считать, что раздельный сбор мусора в России не прижился по причине отсутствия у населения привычки сортировать отходы. И, опираясь на эту версию, некоторые чиновники предлагают отказаться от данной идеи практически полностью, сделав ставку на строительство мусоросжигательных заводов. Однако независимые эксперты с таким подходом не согласны. Необходимую привычку можно сформировать, если уделять больше внимания ее пропаганде и создать соответствующую инфраструктуру, уверяют они. Да, немногие захотят искать специальное место по утилизации разного вида отходов. Но если такие контейнеры появятся возле каждого дома, а граждане будут информированы о преимуществах подобного способа сбора мусора, постепенно они начнут его сортировать. Особенно если в качестве альтернативы им предложат жить рядом с мусоросжигательным заводом.

Впрочем, пока и мусоросжигательных заводов не хватает для того, чтобы справиться с растущим валом российского мусора. На всю страну их приходится порядка сорока. Также насчитывается 243 мусороперерабатывающих завода и 53 мусоросортировочных комплекса. При этом только для переработки ежегодно образуемых твердых бытовых отходов количество таких предприятий необходимо утроить, отмечают в Счетной палате.

Выбор читателей