Белковая осень укутала планету

Ботаники объяснили природу осени - пасмурно, по-осеннему. Причина золотого листопада кроется в протеинах - химические превращения приводят к тому, что скрытые оттенки желтого и красного постепенно проявляются

Золото осени имеет белковое происхождение, утверждают ученые. И все волнительные оттенки этого времени года – просто-напросто FtsH6. Именно такой эпитет, по мнению биохимиков наиболее полно описывает и лондонский сентябрь, и пышный октябрь с южным лоском, и горемыку-ноябрь на московских мостовых. Осень сделана из белка, твердят исследователи, FtsH6 – имя ему.

Это изысканное соединение приходит на смену более сложному протеину, название которого, конечно, с FtsH6 и рядом не стояло, вот, судите сами: "LHCII" – ну разве в нем есть хоть толика того предосеннего восторга, украденной радости весны-недотроги, какой богато бесконечно нежное FtsH6? Без сомнения, LHCII не выдерживает никакой критики, поэзией тут и не пахло.

Но все же, вернемся к серьезным исследованиям в области биохимии. Итак, непоэтичный полимер уступает место своему утонченному наследнику – на самом деле этот процесс называется "деградацией", посему нашу систему образов следует воспринимать как чисто условную, ведь белок FtsH6 намного проще LHCII, впрочем, обе молекулы достаточно компактны, отмечают ученые.

В результате этого метаморфоза обнаруживаются скрытые доселе пигменты – красный и желтый, поясняют сотрудники Центра ботаники г. Умеа в Швеции.

Протеин LHCII в изобилии встречается в тканях растений – в каждой травинке, в каждом листе - его так много, что из космоса все леса нашей планеты выглядят, как зеленые кляксы. Основная функция LHCII – сохранять хлорофилл, главное звено цепи фотосинтеза в растениях.

Это исследование шведские ученые начали совместно с коллегами из Польши. Специалистов заинтересовало, какое соединение инициирует разрушение LHCII в тот миг, когда осень обретает цвета: в отчете, опубликованном журналом Proceedings of the National Academy of Sciences, они высказали предположение, что "запал" осеннего пожара принадлежит к группе так называемых FtsH-протеаз.

Для того, чтобы проверить эту гипотезу, исследователи осени провели опыты с генетически модифицированными растениями. Их листья были лишены различных полимераз семейства FtsH. И вот, один из образцов, в котором не доставало FtsH6, оказался не способен разрушить "белок осени" LHCII – таким образом, заключает руководитель шведской группы, мы установили, что вызывает сезонное "хлорофилловое истощение" у зеленых растений.

Однако листья не погибают, замечают ученые – "остатки" протеиновых цепей содержат важные аминокислоты, и деревья, к примеру, перерабатывают их в различные питательные вещества, способствующие росту корней, ветвей и, конечно, новой листвы.