Медведев потерян для общества

Не представляя собой угрозы стабильности тандема, Дмитрий Медведев сможет пробыть на посту премьера достаточно долгое время. Но это время вряд ли пойдет ему на пользу как самостоятельному политику


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Вернувшись в президентское кресло, Владимир Путин готов сохранить объявленный Медведевым либеральный курс и продолжить модернизацию. Такой вывод сделали участники Международного дискуссионного клуба "Валдай" по итогам встречи с премьером.

Общаясь с политологами, Путин дал понять, что нынешний режим был оправдан условиями, в которых он создавался. При этом премьер не отказывается от реформ, но они должны происходить постепенно. Заниматься такими реформами будет Дмитрий Медведев, он не уходит со сцены и сохраняет влияние – похоже, это один из главных сигналов, который Путин пытался донести до мировой общественности. "Он обещал Медведеву карт-бланш при формировании правительства", – рассказал журналистам РБК daily директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности США Николай Злобин.

На самом деле об этом уже говорили ближайшие соратники самого Медведева, и не раз. В октябре, например, помощник президента Аркадий Дворкович на встрече с американским телеведущим Ларри Кингом пообещал, что Медведев продолжит реформы в течение многих лет: "Возможно, примерно 15, а, может быть, и больше". Прогнозы воспринимались с известной долей скептицизма но, похоже, это были не просто слова: выглядит все так, как будто участники тандема и правда согласовали между собой какие-то сроки. Путин например говорил о том, что "он ставит перед собой задачу не консервации существующей системы, а перспектив развития страны на 10 – 15 лет". Гости сделали вывод: он возвращается в Кремль еще как минимум на два срока.

Отсюда вытекают два вопроса. Как будут взаимодействовать Путин-президент и Медведев-премьер? И как долго они смогут сохранять выбранный режим взаимодействия?

До сих пор премьер-министрам, работавшим при президенте Путине, категорически возбранялось иметь собственное политическое лицо: это могло быть истолковано как претензия на лидерство. Главной задачей занимавших этот пост чиновников было не мешать президенту самому руководить экономической политикой и принимать основные кадровые решения. И Михаил Фрадков, и пришедший ему на смену Виктор Зубков с этой задачей успешно справлялись: заподозрить их в президентских амбициях не смог бы никто.

Случай Медведева – совсем другой. Во-первых, он априори является самым очевидным претендентом на президентский пост после Путина, не случайно ближайшие соратники президента дают понять, что он будет готов вернуться в Кремль где-нибудь так после 2018 года. Во-вторых, Путин достаточно внятно сигнализирует: Медведев возглавит правительство со своей собственной командой и получит возможность проводить достаточно радикальные реформы. Это сильно напоминает сценарий переезда в Белый дом самого Путина, но есть и отличия: Медведев лишен тех неофициальных рычагов влияния, которые позволяют Путину оставаться реальным лидером даже на втором по значимости посту в стране. Этот ресурс обеспечивает отнюдь не рейтинг премьера, а руководители силовых структур, лично ему преданные и неоднократно демонстрировавшие сей факт действующему президенту.

На посту премьера Медведев не просто будет лишен такого ресурса – "силовой блок" в руководстве страны становится его конкурентом в борьбе за политическое влияние. А вместе со статусом президента он утрачивает и статус лица, определяющего стратегию развития страны – по крайней мере, в области политики. Отведенное Медведеву-премьеру пространство сужается до экономических реформ. Но они не принесут результата без радикальной реформы политической системы, а на нее сил не хватило даже у Медведева-президента. Пока будущий премьер не очень хорошо выглядит в роли лидера партийного списка, который он должен привести к победе на парламентских выборах: нет никаких признаков того, что он наращивает влияние на внутрипартийную идеологию и политику. А добровольный отказ от борьбы за президентское кресло оттолкнул от Медведева многих сторонников реформ среди элит.

Таким образом, Путин получит премьера амбициозного, но не обладающего достаточным влиянием для того, чтобы угрожать его лидерству. Не представляя собой угрозы стабильности тандема, Медведев сможет пробыть на этом посту достаточно долгое время. Но это время вряд ли пойдет ему на пользу как самостоятельному политику: "бренд Медведева" утерян, убежден президент Центра стратегического развития Михаил Дмитриев.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей