Масхадов открещивается от убийств военных

"А вот эти милиционеры, которые имеют к ним доступ, – им нужно сказать, что у вас срок; как только он выйдет, то сразу будем тянуть и срывать головы", - именно так Масхадов предлагает обходиться с чеченскими милиционерами

Начало августа в Чечне прошло в тревожных ожиданиях нападений боевиков. Российские спецслужбы располагали данными о том, что группы Масхадова и Басаева могут устроить вылазки в Грозном и Гудермесе. Однако эти опасения не подтвердились. Как следует из оперативных сводок МВД России и штаба Объединенной группировки войск на Северном Кавказе, в Грозном и Гудермесе происходили отдельные вылазки экстремистов, вылившиеся в одиночные обстрелы позиций и блокпостов и подрывы бронетехники. Громкий теракт произошел в горах – в райцентре Шатой, где по уточненным данным, погибло 10 бойцов стрелковой роты военной комендатуры. Это убийство имело в республике огромный резонанс – как и в апреле этого года, когда в Грозном погибли 18 бойцов чеченского ОМОНа, боевики выбрали целью именно солдат срочной службы из числа чеченцев, 18-19-летних парней, призванных на службу всего несколько месяцев назад.

Как сообщили в Региональном оперативном штабе по проведению операции в Чечне, к подрыву грузовика с военными причастен полевой командир, подчиняющийся Масхадову, "бригадный генерал" Доку Умаров, чья банда действует в горах Шатойского района Чечни. Более того, как сообщили "Yтру" источники в чеченской милиции, убийство чеченцев, проходящих службу в Минобороны России, является частью плана "ГКО Ичкерии", который был принят на недавней встрече Масхадова и Басаева на одной из горных баз на юге Чечни.

Обвинения в убийствах чеченцев Масхадову предъявляются не в первый раз. Еще во время первой чеченкой кампании его боевики после взятия Грозного казнили десятки чеченских милиционеров, воевавших на стороне России. Нескольких офицеров МВД, попавших в плен, казнили показательно: отрезали головы, фиксируя происходящее на видеопленку. Во время второй кампании счет чеченцев, погибших от рук боевиков, идет на тысячи. Но, в отличие от "рядовых" казней "предателей по приговору шариатского суда", на подрыв фугаса в Шатое масхадовский штаб отреагировал достаточно быстро. На этот раз комментарии принялся раздавать актер грозненского театра, он же "бригадный генерал" и бывший "командующий фронтом", переквалифицировавшийся в "дипломаты" от Ичкерии Ахмед Закаев. Представитель Масхадова обвинил в подрыве автомобиля с военнослужащими-чеченцами российских военных, заявляя, что "никакого отношения бойцы чеченского сопротивления к этому трагическому событию не имеют".

Цитировать Ахмеда Закаева (причастен к похищению и убийству настоятеля храма Михаила Архангела в Грозном отца Анатолия Чистоусова в 1996 году. Священник содержался и был расстрелян в официальном концлагере Службы безопасности Ичкерии в селении Старый Ачхой – О.П.) дело неблагодарное, и все же. Актер-боевик повторяет: "Ни чеченское руководство сегодняшнее во главе с Асланом Масхадовым, ни бойцы сопротивления не считают ни тех милиционеров, ни тех пацанов, которых насильно забирают в ряды российской армии, предателями", поэтому не проводят никаких акций по их устранению. Исключение, по словам представителя бандформирований, составляют лишь 100-150 чеченцев, "которые очень долго готовились в России". А остальных милиционеров и военных из числа чеченцев Аслан Масхадов, оказывается, "понимает", сочувствует им. Профессиональное мастерство Закаева, исполнявшего роли в детских спектаклях в грозненском театре, произвело впечатление на сотрудников "Радио Свобода*", которым и было адресовано "признание в любви" полевых командиров к пророссийским чеченцам. Но существуют другие слова, иные откровения, предназначенные не для цивилизованного Запада, который морщится при виде крови и закрывает глаза при виде запечатленных самими палачами казней заложников и пленных. Западу, который признает лишь "войну по правилам", необязательно знать, например, инструкции "Особому отделу ВС Ичкерии", который занимается ликвидацией чеченцев, служащих в милиции и занимающих посты в правительстве республики. Приказы и распоряжения Масхадова "для служебного пользования", то есть для "моджахедов" и "амиров", воюющих в Чечне, были захвачены в ходе спецопераций на нескольких базах чеченских боевиков. Свои послания "президент Ичкерии" записывает на видео- и аудиокассеты, которые через курьеров попадают к адресатам. Об инструкциях, переведенных на русский язык, "Yтро" уже сообщало на своих страницах. Некоторые выдержки, напоминающие об особом отношении Масхадова к людям, уставшим от войны в Чечне, актуальны в связи с терактом в Шатойском районе республики.

Из приказов Аслана Масхадова Особому отделу ВС ЧРИ (занимающемуся охотой на "национал-предателей"):
"...В последнее время из-за бездеятельности и отсутствия какой-либо реакции со стороны особых управлений при фронтах, а также Особого управления ВС ЧРИ, предательство, доносы фактически захлестнули все населенные пункты. Это говорит о том, что ФСБ в этих условиях активизировало свою работу и нацеливает своих агентов именно на выявление местоположений боевых групп, а также отдельных командиров..." Масхадов лично ставит задачу "выявлять лиц, занимающихся доносами, и предателей, открыто работающих на оккупационный режим, организовать работу по фиксированию на фото- и видеоматериалы, с фиксированием конкретных людей, работающих на оккупационный режим". Кроме того, "особые отделы, управления должны реагировать и дать почувствовать людям, что за любое предательство наказание неотвратимо. Необходимы действия по пресечению этого поголовного предательства и доносов, навлекающих позор на весь чеченский народ".

Как известно, "Особое управление ВС ЧРИ", которым руководил Абу Мовсаев, – некий аналог сталинского СМЕРШа, карающего предателей и дезертиров. Только с декабря 1999 года по апрель 2000 года по личному указанию Мовсаева и лично им было расстреляно 27 жителей Грозного – как "пособников оккупантов". Еще четверо полевых командиров были казнены в Веденском и Ножай-Юртовском районах Чечни "за предательство". Масхадов отдает указания и насчет чеченских милиционеров и военнослужащих комендатур. Тактика боевиков не претерпевает изменений в эти дни: предупреждения – угрозы – физическая ликвидация. Из приказа Масхадова одному из полевых командиров:
"По поселковой милиции, РОВД – разработай, подготовь план и пришли мне. Главная задача – их разоружить полностью. Если в ответ не стреляет, кладет оружие – оставить; стреляет – стрелять в ответ без разговоров. Операция, которая будет проводиться в городе (Грозном – О.П.), как я уже сказал, маршрут я определил сам, примерно исходя из реальностей, – там, значит, примерно в этом плане выбрать участок… А вот эти милиционеры, которые имеют к ним доступ, – им нужно сказать, что у вас срок; как только он выйдет, то сразу будем тянуть и срывать головы".

"Отрывание голов" по-масхадовски подразумевает следующее: "Всё, что туда-сюда передвигается, будь это БТР, будь это колонна, будь это УАЗик, будь это "таблетка", – обязательно должен быть снайперский выстрел, подрыв фугаса. Второе: радио должно работать. Потом – поселковая милиция, МВД. Вот только услышали, что они там сели, – значит, планируем операцию, блокируем. Их разоружаем, отнимаем оружие. Кто оказывает сопротивление, в него стрелять... Я составил план, по которому будем их выгонять… Вот эти чеченские курицы, которые пошли к ним работать: как только они где-то собираются, их называют поселковая милиция, русские дали им оружие, – окружите их и направьте к ним послание: "Если вы мужчины, то пойдемте вместе с нами, обстреляем русскую комендатуру; нет – кладите оружие и уходите по домам". Вот такой должен быть с ними разговор". В противном случае Масхадов призывает уничтожать тех же милиционеров без проволочек и зазрения совести.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей