Правительство превращает зерно в мясо

Развитие экспорта российского зерна не стоит рассматривать как самоцель. Вернуть утерянные после 1917 г. позиции на мировом зерновом рынке Россия вряд ли сможет

Не так давно вице-премьер России, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев заявил о том, что в ближайшие годы наша страна в состоянии увеличить сбор зерна почти на 30 млн т и довести его производство до 100-110 млн т в год.

Возможно, делать столь оптимистические прогнозы Минсельхозу позволили два последних года, выдавшиеся рекордно урожайными. Именно высокие сборы зерновых в коем-то веке заставили Россию вспомнить былое и вновь почувствовать себя в роли не импортера (как это было в последние десятилетия), а экспортера зерна.

"Я хотел бы всем напомнить, что Россия экспортировала зерно до 1917 г., - прокомментировал ситуацию "Yтру" Алексей Гордеев. - Такого положения дел с обеспечением зерном в России не было, начиная с 1928 г., когда период НЭПа придал самый большой импульс и мотивацию развитию сельского хозяйства. В прошлом году Россия экспортировала 12,5 млн т зерна. Это больше $1 миллиарда. Тем более это не нефть и не газ. Это воспроизводимый источник сырья, который реально может получить страна. Россия является в будущем великой зерновой державой".

Вместе с тем, как показала практика, выход России на внешний рынок со своим зерном оказался отнюдь не самой простой задачей. Государство столкнулось с жесткими проявлениями конкуренции и протекционизма, в первую очередь со стороны ЕС. По большому счету, развитие экспорта не стоит рассматривать как самоцель. Вернуть утерянные после 1917 г. позиции на мировом зерновом рынке Россия вряд ли сможет.

"Я могу сказать, что развитие экспорта в ближайшие годы - вынужденная мера, - считает Алексей Гордеев. - Мы должны думать о развитии животноводства. Наше население потребляет мясных продуктов на 40% меньше, чем в 1990 году. По сути дела, мы имеем все основания говорить, что среднестатистический гражданин России недоедает, недополучает белка. Мы ставим задачу перед экономикой и перед бизнесом создать систему госрегулирования, которая позволит выйти на производство зерна в объемах 100-110 млн тонн. В этом случае мы могли бы обеспечить рост животноводства и удерживать определенный экспортный потенциал продовольственного зерна".

Возможно, именно эта стратегия и станет оптимальной в деле обеспечения продовольственной безопасности страны.


Выбор читателей