Астрономы нашли старшую дочь Вселенной

В созвездии "Волосы Вероники" обнаружена самая старая галактика во Вселенной. Ученые считают, что, изучив ее, они поймут механизм зарождения черных дыр

Ученым постоянно приходится корректировать возраст Вселенной. Вернее уточнять наши данные о ее возрасте. Так, если недавно считалось, что он равен 15 млрд лет, то теперь его оценивают в 13–14 млрд лет. Последнее открытие японских ученых чуть вновь не заставило уточнять время рождения Вселенной. Однако выяснилось, что это делать не придется. Новая галактика, а открыли именно ее, все-таки моложе Вселенной. Тем не менее, она самая старая из известных человечеству.

Открытие сделал группа исследователей из Национальной обсерватории Токийского университета. Галактика расположена в созвездии "Волосы Вероники" (латинское название - Coma Berenices) в северном полушарии на удалении 12,8 млрд световых лет от Земли. Она представляет собой сферу, сопоставимую с полной Луной, то есть закрывает такой же сектор неба, что и спутник Земли.

Найти галактику помог мощный телескоп "Субару", который установлен на Гавайских островах. Астрономы подсчитали, что галактика сформировалась через 900 млн лет после рождения Вселенной. По словам специалистов, это на 3 млн лет больше прежнего рекорда галактической старости. Но увы - "старушка" при смерти. Жить ей осталось недолго. По космическим меркам, конечно.

Это стало понятно после того, как ученые зафиксировали в ее районе сильное гамма-излучение и выброс энергии. Такой процесс происходит при разрушении массивных космических тел и считается "первым звонком" зарождающейся черной дыры. Ученые говорят, что дальнейшие наблюдения помогут им больше узнать о механизме появления этих загадочных космических объектов.

Кстати, созвездие "Волосы Вероники" является одним из самых больших галактических скоплений, насчитывающих примерно 40 тыс галактик. "Волверон" находится на расстоянии 100 Мпк (мегапарсек) от Земли. Скопление занимает на небе область диаметром около 10°, а его размеры достигают десяти миллионов световых лет. Не удивительно, что именно там нашли самую старую галактику.