Россия должна уйти от печки

Ответственность за обеспечение села "голубым топливом" лежит на всех ветвях власти. Но до Москвы деревенским жителям далеко, а муниципалитеты пока имеют только неподкрепленные правами обязанности

Обитателям городских домов с центральным отоплением трудно представить себе, что до сих пор люди живут "вокруг печки", готовя еду по старинке, ухватами вытаскивая из печи горшки. Но такова реальность: пока "голубым топливом", не говоря о паровом отоплении, обеспечено далеко не все сельское население. Программа газификации стала одной из составляющих государственной программы помощи селу. По крайней мере, официально. Александр Фомин, заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам, пояснил "Yтру", от кого и от чего на деле зависит реальное воплощение "голубой мечты" сельских муниципалитетов.

"Yтро": Александр Анатольевич, кто виноват в том, что у сельских жителей до сих пор нет возможности пользоваться газовым отоплением?

Александр Фомин: Во всем мире проблемами села занимается государство. Газификация, строительство сельских дорог, телефонизация.

"Yтро": То есть груз забот должны были принять на себя муниципалитеты?

А.Ф.: Я пока говорю: государство, подразумевая все ветви власти. Федеральные структуры, бюджеты субъектов федерации тоже должны участвовать в поддержке села. Другое дело, что на сегодняшний день для того, чтобы грамотно поделить ответственность за сельские проблемы, надо получить права. Пока мы только говорим о реформе местного самоуправления, которая необходима даже для решения каких-то текущих проблем, не говоря уже о дальнейшем развитии села. Если говорить сейчас о сельских муниципалитетах, все они практически живут на дотации, то есть себя не окупают. И даже те деньги, которые они получают, большей частью идут на зарплату бюджетникам. Поэтому говорить о серьезных вложениях в социальную сферу не приходится.

"Yтро": Вы хотите сказать, что сейчас газификацией села вообще никто не занимается?

А.Ф.: Занимаются, но на уровне субъектов. Там все-таки бюджеты более серьезные, чем у муниципалитетов. Конкретный пример – в Новосибирске примерно 60-70% вложений обеспечение села газом идет из бюджета области, около 30% - федеральный бюджет.

"Yтро": Кроме закона о местном самоуправлении, что еще требуется от законодателей для проведения газификации? Что Вы как представитель законодательного органа страны можете сделать?

А.Ф.: Сам по себе закон о местном самоуправлении не решает проблему. Как раз мы и высказываем некоторые пожелания в адрес президента, инициировавшего работу над законопроектом об основах местного самоуправления. Вместе с этим законом должны быть внесены поправки в Налоговый и Бюджетный кодекс, гарантирующие формирование финансовой базы для местного самоуправления. Когда у муниципалитетов появятся реальные деньги, когда будет уверенность, что часть налогов, - в первую очередь, связанных с использованием земли, и подоходный налог, который платят люди, живущие на этой земле, - будет оставаться на местах, тогда у муниципальных образований появится и заинтересованность в сборе этих налогов, и возможность тратить деньги не только на зарплату, но и на газификацию села.

Условно можно разделить ответственность за газификацию примерно так. Чтобы провести трубу в район, должны выделяться деньги на уровне федерации и субъектов федерации. Когда речь идет о разводке на уровне муниципального образования, должны тратиться местные деньги, это компетенция муниципалитетов. А уже непосредственно разводка в каждом доме – уже дело конкретного жителя. Хотя, с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что не очень стабильное, мягко говоря, финансовое положение наших сельских жителей не позволяет им широко разворачиваться. Но для помощи им во многих областях существуют системы кредитования. Людям дают возможность заменить угольное отопление газом. Уже в течение одного сезона они экономят на дешевом "голубом топливе" и возвращают займ.

"Yтро": А хотят ли сами люди переходить на газ?

А.Ф.: Безусловно, хотят. Я могу судить по количеству писем, появившихся в моем почтовом ящике, когда прошел слух, что я лоббирую проведение газа в деревни. Люди готовы, более того, они объединяются, коллективно собирают деньги и просят помочь им в обеспечении газом.

"Yтро": С плюсами использования газа все более-менее понятно. В чем минусы газового отопления?

А.Ф.: Я не знаю таких минусов. Я знаю только проблемы, связанные с газификацией. Основные газоводы должны финансироваться на уровне федерального бюджета. На людей нельзя полностью перекладывать эту заботу.

"Yтро": А что делать тем, после того, как "Газпром" поднимет цены на газ? Не окажутся ли люди в фатальной зависимости от газового отопления? Не будут ли деньги на газификацию потрачены впустую?

А.Ф.: Даже если газ будет на уровне мировых цен, он все равно выгоднее. Уголь все равно дороже, даже в России. Кстати, цена на уголь у нас уже близка к общемировым, в этом отношении он опередил все иные энергоносители.

Задача законодательных органов, - чтобы в нашей стране внутренние цены на "голубое топливо", особенно для рядовых пользователей, не поднимались до уровня мировых. Это было бы стыдно в стране, которая добывает газ.

"Yтро": Тем не менее, газовая монополия утверждает, что производство газа убыточно, и цены нужно увеличивать довольно значительно.

А.Ф.: Да цены и так растут. Во всяком случае, никто не позволит значительно увеличивать стоимость энергоносителей. Мы приняли законы, согласно которым любой скачок цен должен проходить не чаще раза в год, при обсуждении бюджета страны. И этот рост должен быть на уровне инфляции, не превышая его. И потом, повышение стоимости энергоносителей, в первую очередь, касается промышленных потребителей. Правительством принята программа социального развития села, и мы, голосуя за бюджет, выделили на ее выполнение 1,5 млрд рублей. Через год сумма может быть увеличена. Разумеется, в нее заложена не только газификация, но и прочие больные вопросы обеспечения муниципалитетов.

Выбор читателей