"Дело "ЮКОСа": пять дней, шесть версий

"Око государево" еще раз напомнило "равноудаленным" хозяевам страны о необходимости ограничивать амбиции и предпочесть политическим упражнениям что-нибудь более безопасное, вроде английского футбола




Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели.

Минувшая неделя вернула нас в неблагословенное прошлое. Власть устами Генпрокуратуры дала понять, что сезон охоты на олигархов отнюдь не закрыт по причине окончательного "равноудаления" их от власти и полного удаления со сцены медиамагната Владимира Гусинского. "Око государево" напомнило "равноудаленным" о необходимости ограничивать амбиции и предпочесть политическим упражнениям что-нибудь более приятное и безопасное... например, английский футбол.

2 июля был арестован и препровожден в Лефортовский СИЗО один из совладельцев "ЮКОСа" Платон Лебедев. Финансист подозревается в хищении в 1994 году 20%-ного пакета акций ОАО "Апатит", принадлежащего государству, на сумму 283 млн. 142 тыс. долларов. Этим дело не ограничивается: одновременно с задержанием Лебедева достоянием гласности становится обвинение начальника четвертого отдела службы внутренней и экономической безопасности "ЮКОСа" Алексея Пичугина в двойном убийстве. Кульминация событий –вызов в прокуратуру самого Ходорковского и ректора РГГУ Леонида Невзлина. Завершающий аккорд – заявление Министерства по антимонопольной политике о том, что для рассмотрения ходатайства об одобрении сделки по слиянию "ЮКОСа" и "Сибнефти" в крупнейшую нефтяную компанию России "ЮкосСибнефть" потребуется дополнительное время.

Происходящее вокруг "ЮКОСа" вызвало шквал комментариев. Наблюдателей интересуют две основные вещи: причины удара по "ЮКОСу" и последствия этого удара. Возможных причин происходящего прозвучало великое множество, от откровенно надуманных до вполне правдоподобных. Имеет смысл перечислись самые распространенные.

Газета "Время новостей" выдвигает "спекулятивную" версию. "За прошедший день "ЮКОС" подешевел на $2 млрд, причем в этой "цене" еще не были учтены приглашения на допрос гг. Ходорковскому и Невзлину", – пишет издание. Возможно, кто-то в Кремле или на Лубянке решил подзаработать игрой на биржевых котировках, считают журналисты.

Две возможные причины ареста Лебедева приводит на своих страницах "Коммерсант". Первая: арест совладельца "ЮКОСа" связан с многочисленными заявлениями губернатора Смоленской области генерал-майора ФСБ Виктора Маслова, касающимися приватизации ОАО "Апатит". Они непосредственно связаны с работой АО "Акрон", потребителя продукции "Апатита". Вторая: возможное участие в происходящем Игоря Шувалова, бывшего руководителя аппарата правительства в ранге министра, нынешнего советника Владимира Путина. Шувалов являлся последовательным оппонентом "ЮКОСа". В 1998 году в Минимуществе он активно занимался возвратом пакета акций "Апатита" в госсобственность, а также участвовал "в войне за "Томскнефть"" и противился продаже 34%-ного пакета ВНК в 2002 году.

Далее следуют версии, касающиеся политической стороны "дела ЮКОСа". В первую очередь, это поддержка Ходорковским со товарищи "Яблока", СПС и КПРФ. Нетрудно догадаться, что "неправильные" пристрастия олигарха вызвали негодование со стороны Кремля и "Единой России", испытывающей проблемы с предвыборной популярностью.

Вторая политическая причина вытекает из первой и увязывается экспертами с массированной PR-акцией в пользу "Единой России", проходящей при поддержке "ЛУКойла" и "Газпрома". Лидер движения и одновременно министр внутренних дел РФ Борис Грызлов преподносится электорату как стойкий борец с коррупцией и преступностью. Возможно, в рамках этой кампании было решено заодно образцово-показательно наказать и "ненавистных олигархов" в лице столь недальновидного в выборе политических пристрастий "ЮКОСа".

Еще одна распространенная версия: Кремль опасается продажи иностранному инвестору крупного пакета акций холдинга, образовавшегося после поглощения "ЮКОСом" "Сибнефти". Предположительно, пакет акций (не менее блокирующего) будет продан крупной западной нефтяной компании; в качестве потенциальных покупателей называются Shell и ExxonMobil. Наличие именитого иностранного совладельца стало бы для Ходорковского и прочих акционеров неплохой гарантией от посягательств на новоиспеченного нефтяного супергиганта со стороны российских властей.

Другая сторона этого слияния – колоссальная финансовая мощь нового нефтяного монстра. "Если капитализация объединённой компании достигнет $100 млрд., о чём недавно говорил Швидлер, то личное состояние Михаила Ходорковского может превысить личное состояние Билла Гейтса, а группа "Менатеп" станет одной из самых мощных финансово-промышленных групп в мире", – считает финансовый аналитик Кирилл Тремасов. И даже если столь высокая капитализация не будет достигнута в ближайшее время, все равно Кремль будет видеть явную опасность в неподконтрольном олигархе, состояние которого сопоставимо с ВВП страны.

Итак, перед нами шесть наиболее распространенных версий причин массированной атаки, которой на прошлой неделе подвергся один из лидеров российского бизнеса. Теперь постараемся обобщить одни и отбросить другие (менее состоятельные) варианты. Первыми отпадают версии, напрямую связанные с ОАО "Апатит". Напомним, что дело, повлекшее за собой арест Платона Лебедева и вызов в прокуратуру других первых лиц группы "Менатеп", базируется на факте продажи в 1994 г. на инвестиционном конкурсе 20% акций ОАО "Апатит". Счастливым обладателем пакета акций стало АОЗТ "Волна", выкупившее его за более чем скромные деньги. Согласно условиям конкурса, компания-победитель пообещала инвестировать в "Апатит" $280 млн. в течение трех лет. Инвестиционная программа так и не была выполнена, что вполне характерно для подобных аукционов тех лет. Однако вернуть через суд проданные акции РФФИ также не удалось. Тяжба закончилась только в прошлом году, когда "Волна" и РФФИ заключили мировое соглашение, по которому нерадивая компания обязалась перечислить фонду имущества 478,9 млн. рублей. Как сообщает газета "Ведомости" со ссылкой на заявление МФО "Менатеп" (банк "Менатеп" выступал поручителем ЗАО "Волна" перед Фондом имущества Мурманской области), вопрос о перечислении в доход РФ искомой суммы в 478,9 млн. рублей урегулирован. Это значит, что судебные перспективы данного дела сомнительны и оно имеет все основания развалиться.

Другая версия, претендующая на несостоятельность, – предположение о грандиозной биржевой спекуляции. Ее авторы определенно перестарались. Вместо того, чтобы кратковременно опустить рынок вниз, откупить вожделенные акции по более низкой цене и продать их после возобновления роста, рынок отправляют в нокдаун. Учитывая, что котировки находятся на пике и не за горами естественная коррекция, "прокурорский финт" можно сравнить с ударом обухом по голове, после которого акциям "нефтянки" долго будет не до роста. Можно предположить, что таинственные "инсценировщики с Лубянки" надеялись заработать на перетоке денег из "нефтянки" в акции "Газпрома". Действительно, некий переток средств имел место. Однако и тут не стоит забывать, что рынок сегодня и без того достаточно высок, а впереди – традиционный мертвый сезон для фондовых площадок. Что будет по его окончании, в свете предстоящих выборов и охоты на олигархов, предсказать непросто. К тому же, сам по себе фондовый рынок до последнего времени не входил в сферу особых интересов обитателей Лубянки.

Наиболее вероятной выглядит политико-экономическая версия прокурорской атаки на "ЮКОС". Правда, здесь сразу следует вынести за скобки всё, что связано с парламентскими выборами и финансированием оппозиционных партий. Ходорковский прекрасно понимает, что финансовые вливания не способны сделать ни "Яблоко", ни СПС полноценной политической силой. С КПРФ ситуация еще более бесперспективная. Однако это вовсе не означает, что Ходорковского не интересует большая политика. Ряд недавних его политических заявлений можно расценить как более чем интересные. Суть только в том, что целью, по всей видимости, ставится не Дума-03 а, Кремль-08.

Михаил Ходорковский уже давно рассматривается в России не просто как олигарх, а как олигарх "новой формации". И с каждым днем (до последних событий) оставалось все меньше сомнений, что рано или поздно он попробует реализовать свои претензии на высшую власть.

В таком случае, легко понять, почему Генпрокуратура столь рьяно взялась за "ЮКОС". Если предположения о президентских амбициях Михаила Ходорковского окажутся верны, Кремлю есть чего бояться. Если главе "ЮКОСа" удастся завершить сделку по слиянию с "Сибнефтью" и защитить холдинг посредством иностранного участия, он получит грандиозный инструмент для осуществления своих планов.

Судя по происходящему, прокурорская атака – это и есть ответ власти на вызов амбициозного олигарха. За то, что это именно так, говорит направленность удара, сосредоточенного на наиболее слабых местах сегодняшнего "ЮКОСа". Кремль фактически препятствуют завершению сделки по объединению и пытаются изрядно подпортить имидж компании в глазах делового мира.

Каким будет очередной ход "ЮКОСа", сказать сложно. На его стороне огромный финансовый ресурс, на стороне Кремля – ресурс административный. Ненадежность обвинений в адрес Лебедева говорит о слабеющих позициях власти, а незавершенность планов Ходорковского – о его еще недостаточной силе. Рискнем предположить, что стороны не осмелятся раньше времени делать резкие движения, и нынешняя партия завершится вничью. Но в том, что игра будет возобновлена, сомнений практически не остается.

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей