"ЮКОС" будут дожимать

Отыскивание все новых (и по-прежнему несостоятельных) поводов для преследования "ЮКОСа" свидетельствует о том, что власть готова идти до конца. Победного – в ее, власти, представлении




Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели.

Как и следовало ожидать, история гонений на "ЮКОС" на минувшей неделе получила стремительное развитие. На сей раз в круговерть событий попал и второй участник "сделки века" – "Сибнефть". Столь "неожиданное" совпадение может говорить лишь о том, что власти предпринимают максимальные усилия для того, чтобы затянуть или приостановить процесс слияния двух нефтяных компаний. Характерно, что атака на второго участника сделки последовала по истечении короткого времени после появления оферты "ЮКОСа" о выкупе 10% акций по более чем приемлемой цене.

О том, насколько ситуация может оказаться серьезной, свидетельствует информация о намерении экс-владельца "Сибнефти" Романа Абрамовича расстаться с последним крупным "куском" собственности – пакетом акций "Русского алюминия". Как известно, до последнего времени чукотский губернатор воспринимался как наиболее близкий к Кремлю олигарх. Спешный уход кремлевского любимца из крупного бизнеса в большой футбол говорит о многом...

Что касается самого "ЮКОСа", ему на прошедшей неделе также было не до скуки. Генеральная прокуратура РФ начала надзорную проверку опальной нефтяной компании. Причиной повышенного внимания к налоговым выплатам "ЮКОСа" послужил депутатский запрос о возможном уходе некоторых нефтяных компаний от налогообложения. Первой из "некоторых" оказалась, конечно же, компания Ходорковского. От депутата Думы Михаила Бугеры на имя генпрокурора поступил запрос, в котором сказано, что "нефтяная компания "ЮКОС" в 2002 г. уплатила в федеральный бюджет всего 90 млн руб., при этом получив возмещение из бюджета на сумму около 2 млрд руб. и выплатив дивиденды акционерам в размере нескольких сот миллионов долларов".

Утверждение депутата вызвало шквал негодования как в самом "ЮКОСе", так и среди независимых экспертов. Ни для кого не секрет, что компания является одним из крупнейших налогоплательщиков среди российских НК (см. таблицу), общий объем налоговых выплат которого ($3,8 млрд) в 2002 г. составил 33,7% от выручки.



Стоит все же отметить, что эффективная ставка налога на прибыль (19,6%) у "ЮКОСа" ощутимо меньше законодательно установленных 24%. Однако это весьма распространенная в России ситуация, ибо низкая эффективная ставка, в конечном счете, является следствием практики оптимизации налогов, активно используемой бизнесменами. К тому же, среди российских компаний "ЮКОС" отнюдь не лидер по этому показателю.

Все это еще раз подтверждает сделанный нами неделю назад вывод о том, что у властей не было и нет весомых экономических поводов для массированных нападок на "ЮКОС". А поскольку это обстоятельство не остановило представителей Генпрокуратуры, есть все основания считать, что "наезд" преследует совсем иные цели.

Мы по-прежнему придерживаемся предположения о том, что речь идет о некоем комплексе задач, решаемых группой лиц и структур близких и очень близких к Кремлю. Наипервейшей из них остается недопущение создания неподконтрольной властям частной структуры, обладающей огромными финансовыми ресурсами и реальными политическими амбициями. Ей сопутствуют более локальные задачи, имеющие, между тем, высокое значение для тех или иных политических и экономических групп. Это расстановка экономических приоритетов в деле освоения природных запасов Восточной Сибири, "трубопроводный спор", перераспределение собственности и пр.

На фоне происходящего возникает резонный вопрос – как далеко зайдет и во что выльется атака на структуру Ходорковского? Ранее мы предположили, что недостаточность поводов у одной стороны и политического ресурса у другой приведут к промежуточной "ничьей" и скорому замирению сторон. Прошедшая неделя не оправдала подобных предположений. Отыскивание все новых (не менее несостоятельных) поводов для преследования "ЮКОСа" (и не только его) говорит о том, что власть готова идти "до победного конца".

Косвенным подтверждением тому стало сумбурное поведение РСПП. Выступая фактически в роли "профсоюза олигархов", Российский союз промышленников и предпринимателей исконно являлся посредником между властью и крупным бизнесом, отстаивая права последнего. Чего-то подобного ожидали от него и на этот раз. Поначалу РСПП давал понять, что готов бороться за восстановление справедливости. В последнее время "появилось много желающих нарушить стабильность", заявил Аркадий Вольский, намекая на зявление спикера Госдумы, призывающего "проверить всех олигархов". "Надо политическую стабильность перед выборами беречь и не давать ее сломать. Иначе мы развалим страну перед выборами, ликвидируем то, чего с трудом добились за три года", – заметил глава РСПП.

В четверг воинственно настроенный Вольский сообщил о намерении Союза обратиться по поводу происходящего к президенту... в закрытом письме. Вот только, как стало известно позже, содержание письма, в отличие от пламенных речей Вольского, носило расплывчатый характер. По данным русской службы ВВС, основные положения письма "профсоюза олигархов" сводятся к трем моментам: – российский бизнес полностью поддерживает усилия государства по решению экономических проблем; – ситуация, при которой отдельные политики при поддержке силовых органов, движимые популистскими мотивами, предпринимают действия, наносящие удар по политической стабильности, крайне опасна. Помимо всего прочего, она рисует бизнесменов "врагами народа" и может привести к пересмотру результатов приватизации; – действия силовых структур в отношении бизнеса политизированы, а сами эти структуры постепенно становятся самостоятельными игроками рынка.

"Покаянный" (по мнению ВВС) характер письма подчеркивает желание его авторов не спешить "лезть в пекло", а попытаться отделаться общими фразами. Столь осторожные действия со стороны такого знатока кремлевской бизнес-кухни как Аркадий Вольский являются еще одним – и самым главным – подтверждением серьезности намерений власти. Своим письмом президент олигархического колхоза", по сути, заявил о том, что РСПП умывает руки, а спасение утопающего становится делом исключительно самого утопающего.



Похоже, подобный пессимизм присущ не одному только Вольскому. Во всяком случае, инвесторы и фондовые аналитики отнюдь не блещут оптимизмом по поводу ближайших перспектив "ЮКОСа" и просчитывают, какой ущерб нанесет вся эта история инвестиционному имиджу России. С момента ареста Платона Лебедева капитализация нефтяной компании сократилась более чем на $6 млрд. Индекс РТС за прошедшую неделю "похудел" на 11%. Опасения инвесторов относительно "наездов" на "ЮКОС" и "Сибнефть", способных повлиять на их объединение, а также относительно различных предвыборных спекуляций многократно увеличивают политические риски инвестирования в российские активы. Подтверждением тому стало решение крупнейшего инвестиционного банка Brunswick UBS понизить оценку перспектив российских акций с позитивного уровня до нейтрального. Политический фактор начинает негативно влиять на настроения инвесторов, предпочитающих до разрешения ситуации "выйти" из акций российских компаний.

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей