Политической стабильности приходит конец

Возможно, в ближайшее время мы будем наблюдать дезинтеграцию всей системы отношений, поддерживавшей в течение прошедших трех лет то, что на официальном языке гордо именовалось политической стабильностью... Традиционные еженедельные рейтинги

"Yтро" и Центр репутационных технологий представляют традиционные еженедельные рейтинги за период с 30 июня по 5 июля.


Нажмите для просмотра таблиц рейтинга

ПАРТИИ И ПОЛИТИКИ




В рейтинге политическом прошедшая неделя не оставила таких разрушительных следов, как в экономическом, – сюда волна дойдет несколько позже. Сложившаяся в конце июня первая тройка – Путин, Касьянов, Грызлов – изменений не претерпела.

По рейтингу хорошо видно, как постепенно Валентина Матвиенко оттесняет на пятое место по уровню позитивности Юрия Лужкова, который традиционно был четвертым, – но это вполне справедливо и объясняется насущными нуждами предвыборного сезона. Когда Юрию Михайловичу придет время баллотироваться, настанет и для него час славы, а пока надо уступить место женщине. Пресса подобрела даже к "бывшему питерскому" Владимиру Яковлеву, который на неделе первый раз присутствовал на заседании правительства в качестве полноценного вице-премьера, а также получил свою долю при распределении обязанностей и возглавил несколько правительственных комиссий, ранее обременявших его коллегу Виктора Христенко. Яковлев по позитивности и упоминаемости стал шестым, прибавив в первом рейтинге целых 9 баллов (его КПД составляет 1,67).

Борис Грызлов продолжает пожинать плоды своей правоохранительной активности, ограниченной на данный период пределами его собственного ведомства. Пока чело Грызлова не увенчано лаврами борца с олигархами, хотя вполне в духе "Единой России", ведущей свою избирательную кампанию под лозунгом "У Фили пили, да Филю и побили", было бы выступить с какими-нибудь гневными инвективами против одного из своих спонсоров. Ведь, к примеру, Владимир Дубов, председатель налогового подкомитета Государственной Думы, член фракции ОВР и один из "юкосовских миллиардеров" тоже входит в "Единую Россию", хотя этот факт не очень афишируется. Центристы, однако, были на неделе заняты более мирным делом – форумом сторонников. Реакция прессы на эту сатурналию, с ее массовостью, песнями, танцами, флажками, иллюминацией и бессмыслицей была такова, что потраченные $2 млн. организаторы с большей пользой могли бы разделить между собой и мирно разойтись по домам. Уровень позитивности "Единой России", который и так находился на уровне "не бей лежачего", упал еще на два пункта, и теперь она уступает таким "политическим тяжеловесам" как "Партия жизни" и "Возрождение России". При этом по числу публикаций ЕР по-прежнему на первом месте, что дает нам коэффициент эффективности 0,23 – абсолютный рекорд в рейтинге. Впрочем, партийные пропагандисты, насколько можно понять, больше рассчитывают на центральное телевидение, которое свой долг исполняет не за страх, а за совесть, в чем смог убедиться любой несчастный, по ошибке включивший телевизор в прошлые выходные.

Вторая беда, случившаяся на неделе с "Единой Россией", вопреки обыкновению не была плодом усилий самих партийцев. Недоброжелатели из КПРФ во главе с Виктором Илюхиным решили попросить Генеральную прокуратуру рассеять мучающие их сомнения относительно правомочности совмещения Борисом Грызловым постов министра внутренних дел и председателя Высшего совета "Единой России". Чувства коммунистов можно понять – не всякой партии сопутствует счастье иметь собственного министра, но с юридической точки зрения иск, приходится признать, безнадежен. Борис Грызлов, если кто не знает, членом партии не является, обязанности свои исполняет на общественных началах и исключительно в свободное от основной работы время. С соответствующим разъяснением уже выступил Минюст, но Илюхин, тем не менее, получает за свою активность 16-е место по позитивности и 15-е по упоминаемости, дебютировав, таким образом, в нашем рейтинге.

Легкую бурю на партийном фронте вызвал Геннадий Райков со своей "Народной партией", ставшей третьей по уровню позитивности и пятой по упоминаемости за неделю. Судя по всему, народники не просто пойдут на выборы отдельным партийным списком (не хочется повторяться, но это опять плохая новость для "Единой России"), но организуют довольно интересный предвыборный блок. Первая тройка Рогозин – Райков – Глазьев, то есть, в переводе на язык идеологем, "державность, смертная казнь и национализация недр", способна привлечь значительную часть националистически настроенной публики, на данный момент за отсутствием более привлекательной альтернативы составляющую электорат частично КПРФ, частично партии власти. Весь вопрос теперь в том, удастся ли конструкторам этой перспективной модели развести "внучка Сережу", как выразился один из наших правых, с его добрым дедушкой Геннадием Андреевичем. Пока Сергей Глазьев на 9-м месте в рейтинге позитивности, Геннадий Райков стал 12-м, Дмитрий Рогозин прибавил 7 пунктов и оказался на 14-м месте. Дедушка Геннадий Андреевич, кстати, на 15-м, потерявши три балла по сравнению с прошлой неделей.

Поприветствуем также еще одного героя – вышедшего на свободу Эдуарда Лимонова, грядущее возвращение которого в рейтинг мы не так давно предсказывали. Бывший лефортовский узник, чье изможденное лицо украсило на неделе страницы ведущих наших изданий, занял 10-ю строчку в рейтинге позитивности и 16-ю – в рейтинге упоминаемости, что дает нам КПД = 3,21. У Платона Лебедева этот важный показатель составляет 2,25: наша пресса, выходит, к освобождающимся относится теплее, чем к тем, кто еще только садится.

КОМПАНИИ И БИЗНЕСМЕНЫ

Черная прошедшая неделя будет, несомненно, отмечена историками и наблюдателями как начальная точка некоего процесса, весь масштаб и ближайшие последствия которого мы пока можем лишь смутно предугадывать. Возможно, в ближайшее время мы будем наблюдать дезинтеграцию всей системы отношений, поддерживавшей в течение прошедших трех лет то, что на официальном языке гордо именовалось политической стабильностью. Стабильность не возникает по мановению царской руки, как город на болоте, и не является результатом взаимодействия воздушных циклонов, как хорошая погода. Общественное согласие есть бесконечно сложный механизм компромиссов и договоренностей, и поддержание его требует от каждой из сторон определенных волевых и интеллектуальных усилий. Жадность всегда готова спалить дом соседа, чтобы сварить себе обед, и глупость вечно играет с коробком спичек, сидя на пороховой бочке. Комитет Дарвиновской премии, ежегодно присуждаемой за наиболее бессмысленную смерть, произошедшую по вине покойного, может заранее принять коллективную заявку от российской политической и бизнес-элиты на присвоение этой престижной международной награды.

Результаты рейтинга первой недели июля составляют поучительный контраст с прошедшим месяцем. Казалось, первые два места в рейтинге навеки зарезервированы за Анатолием Чубайсом и Олегом Дерипаской. Ан нет – первое место по уровню позитивности за неделю занимает человек, имя которого еще пять дней назад мало что говорило читающей публике. Платон Лебедев, глава МФО "Менатеп" и пока еще постоялец следственного изолятора, впервые появившись в нашем рейтинге, получает золотую медаль симпатий печатной прессы; а на втором месте, прибавив 7 (!) баллов, находится его непосредственный начальник Михаил Ходорковский. Компания "Сибнефть", в процессе поглощения которой "ЮКОС" как раз находился, когда пришла беда, также прибавила 2 балла по позитивности и заняла, таким образом, призовое 5-е место в обоих рейтингах.

Надо отдать должное нашему журналистскому сообществу – на неделе никаких бравурных статей во славу новой экспроприации, призывов грабить награбленное и иных проявлений коллективной подлости в информационном поле не наблюдалось. Шок был настолько велик, что даже телекомментаторы, готовые при случае снять праздничный репортаж даже о Варфоломеевской ночи, от чрезмерно страстного одобрения действий Генпрокуратуры воздержались. Коэффициент эффектности (отношение уровня позитивности к числу публикаций) у Платона Лебедева, напомним, составляет сенсационные 2,25 – президенту не снилось.

Второй герой недели, Роман Абрамович, привлек к себе, кажется, максимальное внимание российской и мировой прессы за весь период своей публичной деятельности. Не все интересуются политикой, мало кто разбирается в бизнесе, но футбол касается, судя по всему, каждого жителя Земли, что и продемонстрировал странный на взгляд равнодушного к спорту человека ажиотаж вокруг покупки губернатором Чукотки английского клуба "Челси". Природная скромность Романа Аркадьевича не позволила ему в полной мере удовлетворить интерес масс-медиа, однако в рейтинге упоминаемости он поднялся на три позиции, что позволило присудить ему первое место, хотя общее количество публикаций, как заметит читатель, у первых четырех героев недели было одинаковым. По уровню позитивности он стал третьим, уступив первые два места жертвам слепой Фемиды – Лебедеву с Ходорковским.

На счет футбольных страстей стоит, видимо, отнести и резкий рост группы МДМ, ассоциируемой так или иначе с Абрамовичем, – она прибавила 9 (!) пунктов и вошла в первую десятку по позитивности, а по упоминаемости стоит на 11 месте, что на 12 (!) позиций выше, чем неделю назад. Ее КПД составляет, таким образом, 1,3, что для коммерческой структуры очень неплохо.

Владимир Потанин, несколько изумивший публику своим появлением на карнавале, организованном "Единой Россией" для своих сторонников в Лужниках, за это получил дополнительные четыре балла в рейтинге упоминаемости, где занял 4-е место. Сдержанный Владимир Олегович не просто посетил это шумное мероприятие, но и произнес там покаянную речь на тему "Безумных лет угасшее веселье мне тяжело, как смутное похмелье". По уровню позитивности он стал пятым среди коллег-бизнесменов, и наиболее пугливые среди комментаторов всю неделю усиленно рекомендовали предпринимательскому сообществу последовать этому благому примеру, дружить с нужными партиями, а также по возможности культивировать в себе воздержанность, смирение, незлобивость и прочие общественно-полезные добродетели.

Криминальные и спортивные сенсации (а охота на людей есть тоже в некотором роде спорт) несколько отодвинули на задний план открытие Бурейской ГЭС, которое в другое время мы назвали бы событием недели. Увы, неусыпные заботы правоохранительных органов не дают нам особенно радоваться позитивным для российской экономики новостям – к примеру, рост акций РАО ЕЭС на прошедшей неделе не смог скорректировать общего падения рынка, вызванного скандалом вокруг "ЮКОСа". РАО ЕЭС на третьем месте среди компаний в обоих рейтингах, Анатолий Чубайс потерял три балла по сравнению с предыдущей неделей и занимает четвертую строчку. Впрочем, официальное открытие ГЭС запланировано еще только на 9 июля, ждут в Бурейске даже и президента, обещают концерт и большой праздник. Если к тому времени общая ситуация хоть как-то (смеем надеяться) разрядится, РАО ЕЭС и лично Анатолий Борисович смогут улучшить свои показатели.

Внезапное и стремительное падение уровня позитивности у Олега Дерипаски – на 11 пунктов за неделю – не знаешь даже, за счет чего и отнести. Не то в наступившей панике про алюминий все забыли, не то наконец вчитались в, мягко говоря, странное письмо Аркадия Вольского президенту. Есть также предположение, что это призрак невинно убиенного ТВС приходит по ночам и пьет кровь своего губителя. Так или иначе, коэффициент эффективности у Олега Владимировича составляет 0,5 – чуть лучше, чем у "Единой России", но для настоящего олигарха маловато. Заодно пострадал и "Базовый элемент", опустившийся на 4 пункта по позитивности и на 2 – в рейтинге упоминаемости.

Список заслуженно и незаслуженно забытых пополняет и ТНК-BP, еще неделю назад обласканная всеобщим внимание в Лондоне, где был подписан контракт века. Теперь же, когда в своем доме пожар, ТНК упала на 10 пунктов в рейтинге позитивности – с 4-го на 14-е место, хотя по упоминаемости стоит пока на относительно приличной 9-й позиции. Вместе с родной компанией отошел в тень и Михаил Фридман: 14-е место в обоих рейтингах. Зато, обратите внимание, его личный КПД = 1, то есть все прошедшие на неделе публикации были положительными. Лучше меньше, как говорил один известный борец с капиталистами, да лучше.

Выбор читателей