Самый тяжелый политический кризис за время Путина

Сегодняшняя российская пресса анализирует ситуацию с арестом главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского и оценивает политические и экономические последствия этого шага Генпрокуратуры




Сегодняшняя российская пресса анализирует ситуацию с арестом главы ЮКОСа Михаила Ходорковскогои оценивает политические последствия этого шага Генпрокуратуры.

По мнению "МК", арест Ходорковского означает самый тяжелый и ненужный политический кризис за время президентства Владимира Путина. Силовики, очевидно, хотят запугать не только "ЮКОС", но и весь крупный бизнес. Он, естественно, ответил абсолютным недоверием к власти и в субботу практически потребовал отставки генпрокурора Устинова. Президент оказался перед лицом выбора, который ему вообще не нужен. По мнению "МК", неизбежен раскол внутри самой власти. Понятно, что Волошин и Касьянов не могут по-прежнему оставаться на своих местах, когда с их мнением демонстративно не считаются. Причем нельзя сказать, что просто уйдет пара чиновников - уйдет целое направление во внутренней политике. Вся сложная система сдержек и противовесов, которую Путин выстраивал с 2000 г. (куда там Ельцину до него), рушится в один момент еще до выборов.

"Газета" сомневается, что процесс по делу Ходорковского будет вестись открыто и гласно. Во всяком случае, все судебные заседания по таким, казалось бы, формальным причинам, как адвокатские ходатайства об изменении меры пресечения Платону Лебедеву, до сих пор проходили в режиме строгой конфиденциальности. После ареста Михаила Ходорковского представители российского бизнеса собрались на экстренное заседание бюро правления РСПП, посвященное ситуации вокруг "ЮКОСа". За три часа, проведенных за закрытыми дверями, предприниматели написали новое, четвертое обращение к главе государства. В заседании приняли участие руководители РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс, ОМЗ Каха Бендукидзе, "Евразхолдинга" Александр Абрамов, "Интерроса" Владимир Потанин, основатель "ВымпелКома" Дмитрий Зимин, президент "ЮКОС-Москва" Василий Шахновский, члены бюро правления РСПП Олег Киселев и Александр Шохин, исполнительный секретарь РСПП Игорь Юргенс, глава РСПП Аркадий Вольский, а также депутат Госдумы Сергей Генералов. Обнародовать заявление трех бизнес-союзов поручили Анатолию Чубайсу. Он заявил: "Российский бизнес считает, что правоохранительная система и ее руководители резко ухудшили обстановку в обществе, подорвали доверие к бизнесу и самим правоохранительным органам. Масштаб происходящих событий настолько велик, что он требует ясно выраженной позиции всех политических партий и общественных организаций. В сложившейся ситуации многие компании пересматривают свою бизнес-стратегию и отказываются от инвестиционных решений, имеющих большое значение для страны".

Как мировое инвестиционное сообщество отреагирует на арест Ходорковского, гадают "Известия". Шанс, что не обратит внимания, есть, и немалый: ведь многочисленные программные заявления о смене российской инвестиционной слякоти на солнечную погоду иностранный бизнес делал уже после того, как был арестован один из ближайших соратников Ходорковского Платон Лебедев. Да и инвестиционный рейтинг России присвоили, несмотря на пристальный интерес Генпрокуратуры к "ЮКОСу" и не слишком чистые методы атаки на крупнейшую нефтяную компанию страны. Генпрокуратура просто не кажется международному бизнесу сколько-нибудь значимым фактором риска. Тем более что пока (!) формальных сбоев в работе крупнейшей нефтяной компании России не происходит: "ЮКОС" проводит займы ($2,6 млрд за первые две недели октября) на вполне приемлемых условиях, международное агентство Moody's подтверждает рейтинг нефтяной компании. Качалки-то не стоят.

"Независимая газета" связывает арест Ходорковского с ликвидацией наиболее крупных и независимых игроков на российской политической и экономической сцене. Ни у кого нет сомнений, что Ходорковский, как и олигархи, пострадавшие в первый год президентства Владимира Путина, поплатился за свою чрезмерную политическую активность, за открытую поддержку левой и правой оппозиции. Кто следующий? Именно этот вопрос больше всего волнует отечественный политбомонд. Одной из "групп риска" являются руководители крупнейших государственных корпораций. Особенно те, что встали у руля естественных монополий еще при прежнем режиме. И в этом ряду самым "неблагонадежным" должен казаться Анатолий Чубайс. Однако в случае с Чубайсом нет особого смысла запускать репрессивную машину, которая применялась при выкорчевывании из российской почвы бизнеса Березовского и Ходорковского. Чубайс не является крупным собственником - он всего лишь наемный менеджер. Его достаточно просто уволить. Вторую группу составляют крупные бизнесмены, имеющие иностранное гражданство или значительную долю иностранного капитала в своих фирмах. К таковым можно отнести главного партнера Ходорковского, президента "Сибнефти" Евгения Швидлера. И наконец, третья группа - исконно отечественные предприниматели, не имеющие ни "западных крыш", ни двойного гражданства. Таким был Михаил Ходорковский. Теперь самой неустойчивой из "тяжелых фигур" остается Владимир Потанин. Он, увы, не успел вовремя подстраховаться иностранными капиталами и паспортами. А лояльность властям, как подсказывает исторический опыт, не панацея от репрессий. Удары наносятся не по тому, кто "хуже", а по тому, кого легче "мочить".

"КоммерсантЪ" утверждает, что дело ЮКОСа – чисто политическое. Все согласны с тем, что практически в любой сделке, особенно приватизационной, совершенной шесть-десять лет назад, можно при желании найти нарушения закона. Между тем из крупнейших компаний, принадлежащих тем, кого принято считать олигархами, копают только под ЮКОС, который считается пионером самоочищения российского бизнеса. Выборочность применения закона налицо, а это уже неправовые действия. Общим местом стал и ответ на вопрос, где Михаил Ходорковский перешел дорогу Кремлю. Его обвиняют в пофракционной скупке думских мандатов, из чего делается смелый вывод, что олигарх метил в премьеры, а то и в президенты. На самом деле господину Ходорковскому ЮКОС по определению гораздо дороже политической карьеры. Именно поэтому он, например, не участвовал в создании впоследствии развалившегося олигархического телевизионного проекта "Медиа-социум". Михаила Ходорковского в Кремле поддерживал Александр Волошин. Если господин Ходорковский арестован фактически как политический противник режима, значит, следующий в очереди если не в тюрьму, то уж точно в политическую ссылку – господин Волошин. Его заменит кто-то из бывших сослуживцев Владимира Путина по КГБ. Как отмечает "КоммерсантЪ", перед Владимиром Путиным стоит выбор: или выход из окружения бывших сослуживцев и отказ от уголовного преследования по политическим мотивам, что уже укрепит демократические институты, или кагэбизация системы власти в России.

По мнению собеседников "Ведомостей", бизнесу "ЮКОСа" будет нанесен серьезный ущерб. Лидер СПС Борис Немцов уверен, что теперь сделка по продаже блокпакета "ЮКОСа" одной из западных компаний - ExxonMobil или ChevronTexaco - будет сорвана. "Арест Ходорковского сильно ослабит позиции "ЮКОСа", - считает топ-менеджер одной из крупных российских нефтяных компаний. По мнению собеседника "Ведомостей", уже в 2004 г. "ЮКОС", скорее всего, будет вынужден сократить программу капвложений, благодаря которой компании в последние годы удавалось наращивать добычу более чем на 20% в год. Кроме того, под вопросом окажутся планы "ЮКОСа" по экспансии за пределы России, прежде всего в Китай. А высокопоставленный госчиновник уверен, что в ближайшее время "ЮКОСу" предстоит пережить немало разбирательств с Министерством природных ресурсов, которое теперь "наверняка активизируется на поприще проверки принадлежащих компании лицензий". Эмигрировавший из России предприниматель Борис Березовский уверен в том, что в конечном итоге группа Ходорковского тем или иным образом потеряет контроль над "ЮКОСом" и компания перейдет в руки представителей президентского окружения. Депутат Госдумы от СПС Константин Ремчуков настроен менее пессимистично. Он уверен, что захват "ЮКОСа" не входит в планы властей, а Ходорковский сможет сохранить бизнес, заплатив за это "тот $1 млрд, в который Генпрокуратура оценила ущерб, нанесенный акционерами "ЮКОСа".

Если за что-то и стоит похвалить российские правоохранительные органы, так это за правильный выбор дня для ареста Михаила Ходорковского, отмечают "Новые Известия". Вряд ли можно счесть случайным тот факт, что опального олигарха задержали именно в субботу, а не в пятницу вечером, когда еще шли торги на американских биржах, где торгуются ADR (американские депозитарные расписки) на акции НК "ЮКОС". Появись эта новость тогда, и обвал был бы неминуем, причем пострадали бы не только ценные бумаги самого ЮКОСа, но и акции других компаний. Суббота была выбрана с почти идеальной точностью: отреагировать на новый поворот событий вокруг ЮКОСа рынки не могли по причине выходного дня. В то же время инвесторам предоставили тайм-аут для того, чтобы они "перегорели" и хоть немного успокоились.

Выбор читателей